ПАО «Укрзализныця» (ЦОП) безосновательно повысила стоимость дизельного топлива на 10% в рамках январских контрактов, подписанных с компанией «ВОГ Аэро Джет», на поставку 65 тыс. т ресурса. Об этом в статье «Укрзалізниця» сдает назад» для «Зеркала недели» пишет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
«25 января 2017 г. ЦОП заявил о повышении закупочных цен на дизельное топливо по требованию компании «ВОГ Аэро Джет». Железнодорожники взяли под козырек, в результате чего дизтопливо подорожало почти на 20%, или на 4000 грн/т по сравнению с ценой, обещанной трейдером на тендерах 15 и 22 декабря 2016 г», – пишет автор.
По словам Куюна, из указанных выше 4000 грн около 1800 грн приходится на повышение акцизного сбора на ДТ с 1 января этого года, однако соответствующую корректировку ЦОП провел 16 января, и по ее результатам, цены выросли на 1886 грн за тонну. Причина повышения цены еще на 2000 грн за тонну (более чем на 10% по сравнению с тендерной ценой) остается неясной.
Автор отмечает, что, обосновывая согласие на повышение цен, глава УЗ Войцех Балчун и менеджеры ЦОП ссылаются на то, что закон о госзакупках позволяет повышать цены в случае соответствующего увеличения цен на рынке. «Вроде бы все понятно, но остался один нюанс: в рассматриваемый период не было повышения ни мировых, ни внутренних цен! Цены на дизтопливо на северо-западе Европы 25 января составляли 487 долл./т, тогда как 15 декабря — 476 долл. (рост на 11 долл., или на 2,3%), а 22 декабря — 488 долл./т, т.е. вообще почти без изменений», – подчеркивает аналитик.
Аналогичная ситуация, как отмечает автор, сложилась и на внутреннем рынке: при сравнении закупочных цен УЗ и цен на рынке без «акцизных» изменений становится ясно, что с 15 декабря рыночная цена ДТ выросла на 3,38%, а с момента проведения второго тендера 22 декабря – на 1,94%.
«Так на каком основании тендерный комитет ЦОП повысил цену почти на 10%? Неужели произошло невероятное, и цену на 25 января, включающую увеличенный акциз, просто поделили на стоимость ДТ на момент проведения аукциона, когда действовала пониженная ставка налога? Только в этом случае можно получить «рост» более чем на 10%», – констатирует автор.
Куюн отмечает, что ВОГ победил на декабрьских тендерах, пообещав УЗ цену с дисконтом более 2 000 грн от рынка. После компенсирования компанией повышения акциза, ЦОП должен был потребовать у трейдера выполнения своих обязательств: поставки дизтоплива по цене в 21120 грн/т., однако вместо этого согласился на повышение цены до 22421–23179 грн/т. по требованию трейдера.
По словам автора, детальный анализ показывает, что в январе ВОГ имел запасы декабрьского топлива с низкими акцизами и мог обеспечить УЗ поставки по цене 21 600 грн/т.
«Декабрьский аукцион сулил УЗ экономию на закупках 65 тыс. т ДТ в размере 145,5 млн грн. И это при 300 млн грн прибыли «Укрзализныци» в 2016 г.! Однако после 25 января речь уже идет не об экономии, а о реальной переплате, ведь цены на рынке начали снижаться. При этом ЦОП показательно сменил риторику: если в декабре ведомство победоносно заявляло об экономии и дисконтах к рынку, то уже в январе — об ориентации на рыночную цену», – отмечает эксперт.
Как сообщал OilNews, практика выигрыша на торгах «Укразлизныци» с последующим повышением цен была неоднократно реализована в течение 2015-2016 гг. Наиболее успешно этот опыт применяется компанией «ВОГ Аэро Джет». Важным звеном в схеме с повышением цен играет государственное предприятие «Держзовнишинформ», неоднократно уличенное в манипуляциях данными о рыночном уровне цен, благодаря чему покупатель получает формальное право пересмотреть цены.
Компания «Трейд Коммодити» также использовало практику пересмотра цен как в поставках «Укрзализныце», так и Министерству обороны Украины. Так, 29 ноября 2016 г. компания была признана победителем в тендерах на поставку 40 тыс. т дизельного топлива (два лота по 20 тыс. т) с ценой на 659 грн/т и 380 грн/т ниже среднерыночной (18 550 грн/т). Согласно дополнительным контрактам, опубликованным в системе ProZorro, «Трейд Коммодити» и ЦОП уже на следующей день после заключения договора, подписали допсоглашение о повышении цены на 10%, что в целом отвечало динамике роста рынка в тот период.
Напомним, сегодня, 6 февраля, «Трейд-Коммодити» выиграла три тендера ЦОП на поставку дизтоплива объемом 125 тыс. т (два тендера по 50 тыс. т и один на 25 тыс. т). При этом цена продукта на 943-1042 грн/т дешевле рыночных цен.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти