Модернизированная система электронного администрирования реализации топлива (СЭАРТ) и новая система контроля за оборотом топлива на акцизных складах не заработали с 1 июля в связи с тем, что Кабинет Министров не обеспечил своевременное утверждение всех необходимых подзаконных актов, а именно Министерство юстиции своевременно не зарегистрировало ряд приказов Минфина. Об этом enkorr сообщили в Нефтегазовой ассоциации Украины.
Приказы Минфина устанавливают формы документов (заявление на регистрацию плательщиков акцизного налога и акцизных складов, заявление на пополнение объемов топлива производителями и уплату акцизного налога, новые формы акцизных накладных, отчетов об обороте топлива и др.). Эти документы нужны для обеспечения механизма перехода от старой СЭАРП к новой, уплаты акцизного налога, подтверждения целевого использования авиационного топлива, и непосредственно для работы новых систем прозрачного учета и контроля оборота топлива в стране.
Без этих документов участники рынка не могут выполнять обязательства по учету топлива. При этом с 1 июля за хранение, реализацию и движение топлива в незарегистрированных в СЭАРТ акцизных складах и транспортных средствах предусмотрены санкции в виде ареста топлива и самих акцизных складов (нефтебаз, АЗС) и транспортных средств.
Кроме того, вероятен срыв обеспечения заправки авиатопливом самолетов и перебоев в авиасообщении, поскольку без новых форм акцизных накладных производители и импортеры не смогут подтвердить целевое использование авиатоплива, а платить за это огромные штрафы для них не рентабельно.
«Создается правовой вакуум, старая система закончила свою работу, новой системы нет, а штрафы и требования по Налоговому кодексу вступили в силу. Это ведет к коллапсу, и без срочного вмешательства Министерства юстиции может обернуться остановкой работы всей системы и окончательному срыву реформы.» — прокомментировала enkorr президент НАУ Неля Привалова.
По ее словам, в Налоговом кодексе был утвержден четкий июльский график перехода от старой системы учета топлива к новой, но из-за саботажа со стороны ответственных министерств, он сорван. Появилось ряд требований к компаниям, которые в текущей ситуации невозможно выполнить, поскольку соответствующие акты не вступили в силу.
По мнению участников рынка, за саботажем со стороны Минюста стоят нелегальные участники рынка и промышленные потребители, нежелающие обеспечивать прозрачность своих операций по закупке, хранению и использованию топлива.
Нефтегазовая ассоциация призывает Министерство юстиции неотложно зарегистрировать соответствующие приказы Министерства финансов и не допустить срыва реформы топливного рынка.
«Действия правительства относительно топливной реформы, направленной на искоренение нелегального сегмента, повышение прозрачности и устойчивости бизнеса, наполнению бюджета налогами и обеспечение безопасности граждан является маркером его реальной зрелости и готовности к системным и цивилизованным реформам», — отметила Неля Привалова.
Как сообщал enkorr, изменение в Налоговый кодекс в части реформы топливного рынка были приняты в ноябре 2018 г. Для подготовки компания и государственным органам было предоставлено 7 месяцев. С 1 июля реформа вступила в силу только в части лицензирования, но модернизированная система СЭАРТ и контроль за фактическим оборотом топлива на акцизных складах запущены не были.
По оценкам НАУ, реформа рынка топлива позволит сократить объем теневого рынка нефтепродуктов, который достигает 20-50% в зависимости от региона и вида топлива. Ежегодные потери государственного бюджета от теневого сегмента рынка нефтепродуктов достигают 10 млрд грн.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти