Уходящая неделя завершается почти 2-процентным ростом цен на мировые бэнчмарки. Его локомотивом стали опасения участников рынка в том, что на фоне весьма вероятного выходы США из Всеобъемлющего ядерного соглашения по Ирану (ВОЯС) Вашингтон возобновит санкции против Тегерана, что приведен к снижению поставок иранской нефти.
Стоимость барреля июльской нефти Brent 5 мая к 9:15 по Киеву составила $74,96 (+1,82%). Баррель июньской нефти WTI торговался по $69,78 (+1,97%). Девиация цен к этому времени составила $73,25–75,06 и 68,14–96,97 соответственно.
Отказ Вашингтона от ВОЯС и возобновление антииранских санкций приведет к тому, что поставки ближневосточной нефти на мировые рынки сократятся, минимум, на 500 тыс. барр./сут. (б/с), в результате чего мировые цены на нефть могут повыситься на $5/барр.
Вероятность такого шага США очень высока, о чем, например, предупредил президент Франции Эммануэль Макрон после переговоров со своим американским коллегой. Макрон заявил, что, скорее всего, Дональд Трамп пойдет на такой шаг «по внутренним причинам».
Реализация сделки ОПЕК+ привела к резкому сжатию рынка – товарные запасы «черного золота» в развитых странах сократились до примерно 40 млн барр. в марте 2018 г. с более чем 300 млн барр. в январе 2017 г. Это привело к значительному росту цен: с $47/барр. в начале 2017 г. до $75/барр. в апреле-мае 2018 г. На таком благоприятном фоне добыча нефти в США с середины 2016 года увеличилась почти на 26% – до 10,62 млн б/с, что является абсолютным рекордом для американской нефтяной отрасли. По этому показателю Соединенные Штаты превзошли Саудовскую Аравию и вплотную приблизились к России, добывающей чуть меньше 11 млн б/с.
В апреле производители сланцевой нефти, давшие основной прирост производства сырья, впервые за пять лет сгенерировали положительный денежный поток, пройдя точку безубыточной добычи и начав получать стабильную прибыль от своей деятельности. Введение санкций против Ирана на фоне обвала нефтедобычи в Венесуэле, резком сокращении поставок из Анголы и нестабильности экспорта из Ливии и Нигерии позволят увеличить стоимость фьючерсных контрактов до более чем $80/барр., и еще больше увеличить рентабельности сланцевой отрасли.
Экспортные возможности США по нефти ограничены неразвитостью экспортной инфраструктуры на уровне 3–3,5 млн б/с. Вполне вероятно, что значительная часть дополнительных прибылей, полученных американской нефтяной отраслью на фоне антииранских санкций, будет направлена на модернизацию существующих и создание новых нефтепроводов, а также на строительство новых экспортных терминалов и пр. инфраструктурных объектов.
Рост мировых цен на нефть также позволит США притормозить экономическое и технологическое развитие своих основных конкурентов на мировых рынках – Евросоюза, Южной Кореи и Японии.
Динамика цен на нефть марки Brent, апрель-май 2018 г. ($/барр.)
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти