Ряд операторов рынка имеет намерение обжаловать в Антимонопольном комитете Украины (АМКУ) и тем самым отменить или перенести назначенный на 29 апреля тендер «Укрзализныци» на закупку 50 тыс. т дизтоплива. Об этом OilNews сообщили участники рынка.
По их мнению, утвержденная Центром обеспечения производства ПАО «Укрзализныця» формула закупочной цены содержит дискриминационные нормы и не учитывает всех рациональных предложений, высказанных поставщиками при открытом обсуждении со специалистами УЗ 7 апреля и закрепленных в письменном виде.
Основные претензии касаются наличия двух разных формул расчета цены для резидентов и нерезидентов, что дает преимущество последним.
«Для резидентов выставлено условие поставки на внутреннюю станцию для дальнейшей передачи «Укрзализныце», тогда как для нерезидента все ограничивается поставкой до границы, что всегда дешевле», – говорит один из опрошенных участников рынка. Он также обращает внимание на возникающие при работе с нерезидентами риски, связанные с необходимостью приобретения «Укрзализныцей» валюты.
«В отдельные периоды колебания курса достигают полутора гривен за доллар. По какому курсу «Укрзализныця» купит валюту? Это колоссальные цифры и большое поле для коррупции», – говорит крупный трейдер. По его мнению, все поставщики – резиденты и нерезиденты – должны находиться в равных позициях и иметь одинаковые условия поставки, например, DAP.
Также трейдеры высказали недовольство неполным списком котировок, которые ЦОП предлагает учитывать для определения средней котировки в формуле. По их словам, в частности, в предложенном перечне нет котировок, по которым происходит ценообразование на белорусское дизтопливо, занимающее более половины рынка Украины.
Впервые тема перехода на формульное ценообразование при закупках нефтепродуктов для «Укрзализныци» была поднята в 2015 г. в связи с массовыми злоупотреблениями менеджмента железнодорожной монополии, который неоднократно был замечен в сговоре с отдельными поставщиками. Наиболее иллюстративным в этой связи стал февральский тендер ЦОП, когда победу одержала компания «ВОГ АЭРО ДЖЕТ» с ценой 13 959 грн/т, которая на момент проведения конкурса была значительно ниже рыночных предложений. Однако в течение недели после подписания договора с ЦОП цена была повышена в два этапа на 21%, до 16 850 грн/т, что превышало рыночный уровень цен, отслеживаемый независимыми котировальными агентствами. Данная повышенная цена продержалась фактически месяц, после чего была незначительно снижена до 16 700 грн/т, что также ближе к предельным рыночным значениям. Данные ценовые ориентиры строятся на справках, выдаваемых государственным предприятием «Держзовнишинформ» и другими ведомствами, которые также подвержены коррупционному влиянию.
Напомним, «Укрзализныця» 29 апреля 2016 г. объявила о закупке 50 тыс. т дизельного топлива с использованием формульного ценообразования. Ранее OilNews опубликовал детальные формулы, представленные «Укрзализныцей».
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти