У початок
Вице-президент «ТНК-ВР Коммерс»: Проверяющие органы не заинтересованы в контроле качества

Вице-президент «ТНК-ВР Коммерс»: Проверяющие органы не заинтересованы в контроле качества

О развитии бизнеса ТНК-ВР в Украине, проблемах с джобберами, пошлинах на нефтепродукты и проверке топлива в интервью «Украинской инвестиционной газете» рассказал вице-президент по маркетингу «ТНК-ВР Коммерс» Александр Куркин.

«Инвестгазета»: Остановив Лисичанский НПЗ, вы планировали реструктуризировать бизнес. На каком этапе этот процесс сейчас?
Александр Куркин: После остановки завода вся управленческая структура под названием «ТНК-ВР Коммерс» утратила свою целесообразность. Нет необходимости управлять поставками сырья, отгрузками, состыковками планов Москвы с предприятием – все эти функции отпали. У нас выделены четыре направления: переработка, маркетинг, В2В, представительский офис. Каждое направление напрямую подчиняется Москве. В маркетинг входят розничная, крупно- и мелкооптовая торговля, управление брендами, в В2В – авиационный бизнес, нишевые продукты вроде битумов и продажи крупному и среднему бизнесу. Представительский офис управляет репутацией и общается с госорганами.
«Инвестгазета»: Это оказалось более эффективным? Не придется проводить обратную реструктуризацию, когда завод начнет работать?
А. Куркин: Нет, система останется такой же. Что касается эффективности, то у нас сейчас меньше операционных расходов, сокращена половина подразделений и сотрудников, стало больше гибкости в принятии решений. Мы начали работать с меньшей привязкой к заводу - теперь нам легче реагировать на вызовы.
«Инвестгазета»: Вы сворачиваете джобберскую сеть – почему?
А. Куркин: В свое время ТНК была заинтересована в визуализации бренда, но имела мало собственных АЗС. Другой схемы, кроме джобберов, у нас по сути не было. Но потом компания столкнулась с тем, что держать под контролем более 400 джобберских заправок невозможно. Мы не смогли контролировать качество и, много вкладывая в рекламные кампании, все равно стали терять клиентов. Было принято решение о том, что сохранение качества для нас – задача номер один. Нужно вернуть доверие потребителей к бренду. Поэтому другого пути, кроме как отказа от нечестных джобберов, торгующих некачественным топливом, у нас не было.
«Инвестгазета»: Считаете, что вам удастся справиться с работой лучше предшественников?
А. Куркин: Не могу сказать, что обязательно справлюсь лучше, но буду действовать с другим подходом. В России, где я работал в ТНК с 1999 года, компания всегда ассоциировалась с качественными продуктами. В Украине мы теряем клиентов, разочарованных нашими джобберами. Поднять репутацию бренда в глазах потребителя - моя основная задача. Было бы замечательно, если бы я внедрил такое же отношение к бренду, как и в России.
«Инвестгазета»: Последние годы много говорят об ухудшении качества украинского топлива. В чем причинах сложившейся ситуации?
А. Куркин: Проверяющие органы не заинтересованы в контроле. Они из года в год продлевают прежние стандарты качества. Каждую зиму практически все компании импортируют летнее дизельное топливо, которое замерзает в машинах. Оно вполне качественное, но не предназначено для такого климата. И регулятор закрывает на это глаза, хотя во многих странах это официально запрещено. Все остается на усмотрение сетей. Мы, например, контролируем закупки, проверяем весь бензин на нефтебазах и заправках. У нас есть лаборатории, создан банк паспортов качества по каждой заправке, и мы можем в онлайн-режиме просмотреть, что где продается. Кроме того, у нас работает круглосуточная горячая линия, по которой можно обратиться с жалобой, и она будет рассмотрена. Более того: мы заключили договор с СК «Альфа Страхование» о гарантийных выплатах в случае возникновения проблем. Обращения по программе уже были, и каждый случай был детально отработан.
«Инвестгазета»: Сколько осталось партнерских заправок в сети и как вы контролируете качество на них?
А. Куркин: За прошлый год мы сократили их количество на 30%. У нас есть независимая лаборатория, где ежемесячно проверяется топливо с партнерских заправок. Если оно не соответствует качеству, заправка или группа заправок исключается из программы. ТНК подходит к этому вопросу бескомпромиссно. В ближайшие годы мы планируем расширять собственную сеть и поэтому расширение джобберской программы не рассматриваем.
«Инвестгазета»: То есть будете строить свои заправки?
А. Куркин: В первую очередь мы сосредоточены на уже имеющихся собственных активах, которые должны быть полностью стандартизированы по правилам сети. До конца года будем работать над ребрендингом АЗС в Киевской, Донецкой, Харьковской и Днепропетровской
областях. В этом году планируем реконструировать порядка 30 заправок. Кроме того, начнем строить АЗС на имеющихся участках – в настоящее время их у нас имеется уже больше ста.
«Инвестгазета»: Планируете дополнять заправки магазинами или кафе, как многие другие сети?
А. Куркин: Да, если будет позволять площадь, будем открывать полноценное кафе или мини-кафе. У нас есть брендиро-ванная марка — «Экспресс-кафе».
«Инвестгазета»: Сейчас на рынок нефтяного ритейла грозится выйти Дмитрий Фирташ. Как изменит рынок появление нового крупного игрока?
А. Куркин: Мы работаем на многих рынках, и везде есть много крупных сетевых игроков. Кроме того, в Украине уже появились и крупные международные игроки, и довольно серьезные отечественные компании. Поэтому присутствие еще одного оператора концептуально рынок не поменяет. Главное, чтобы не было теневых преференций.
«Инвестгазета»: Недавно министр экономики Петр Порошенко заявил, что Кабмин может возобновить расследование импорта нефтепродуктов. Если будет введена заградительная пошлина, компания восстановит работу Лисичанского НПЗ?
А. Куркин: Пока неизвестно, введут ли эту пошлину и какого размера она будет. Если это окажется целесообразным, завод снова заработает. По подсчетам наших экспертов, чтобы предприятие начало работать рентабельно, пошлина на импортируемые нефтепродукты должна составлять не менее €100 на тонне. Сейчас украинский рынок стал на 80% импортоориентированным, и цену диктуют импортеры, которые поставляют сюда нефтепродукты. Например, у белорусов цена для Украины выше, чем для европейских стран. Нужно понимать, что Украина заинтересована в энергонезависимости, которую отчасти может обеспечить отечественная нефтепереработка.
«Инвестгазета»: Поскольку у нас нет своей нефти, мы в любом случае останемся энергозависимыми.
А. Куркин: В принципе да, но при этом страна выиграет от других факторов. Вся нефтепереработка дотируется. Польша, Литва, Болгария, Беларусь также не являются экспортерами нефти, но они поставляют в другие страны продукты нефтепереработки и прекрасно функционируют. Все условия для их заводов создает государство.
«Инвестгазета»: После введения пошлины цены на импортный бензин вырастут. Коснется ли повышение украинских нефтепродуктов?
А. Куркин: Стоимость украинского бензина зависит от цен на нефть. Если она дорожает – дорожает бензин по всему миру. И в Украине тоже. Что касается роста цен на бензин отечественной переработки, то в прошлом году, когда наша компания работала на собственных нефтепродуктах, мы могли позволить себе достаточно низкие цены.
«Инвестгазета»: После ограничения импорта смогут ли украинские предприятия обеспечить страну топливом?
А. Куркин: Если взять информацию по состоянию до их закрытия, то общее производство Кременчугского, Лисичанского и Одесского НПЗ обеспечит порядка 60-70% потребности. То есть полностью спрос они не удовлетворят.

Александр Куркин (42 года) кончил Московскую государственную академию управления, Kellogg School of management. С 1999 г.работает в компании ТНК-ВР. В 2010-2012 гг. руководил подразделением «Центр» в «ТНК-ВР Менеджмент» – крупнейшим поставщиком нефтепродуктов на розничном и мелкооптовом рынках Центрального федерального округа России (350 АЗС, 23 нефтебазы, годовая EBITDA предприятия — $141 млн.). С февраля 2012-го – вице-президент по маркетингу 000 «ТНК-ВР Коммерс» (Украина).

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти