В эксклюзивном интервью ЛІГА.net гендиректор и партнер компании WOG Сергей Корецкий рассказал, кому перешла доля Игоря Еремеева в группе Континиум, действительно ли Дмитрий Фирташ хотел купить WOG и о том, почему ему регулярно улыбается удача в топливных тендерах Укрзализныци.
- Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на рынке нефтепродуктов?
Сергей Корецкий: В докризисном 2013 году объем рынка нефтепродуктов с учетом всех каналов продаж составлял 10,5 млн тонн. В этом году будет около 6,8-7 млн тонн. Видим падение рынка на 30%. На его снижение повлияли ситуация с Крымом, Донбассом и общее снижение покупательной способности населения. Также сказалась девальвация гривни, поскольку все игроки рынка привязаны к доллару.
- Почему мировые цены на нефть падают, а в Украине бензин дорожает?
Сергей Корецкий: Почему же дорожает? Дешевеет! Если в 2013 году дизтопливо стоило $1,23/л (9,9 грн/л), то сейчас - $0,76/л (20 грн/л). В долларах стоимость топлива упала, в гривне – выросла. Падение мировых цен на нефть позволило не допустить более существенного роста цен в Украине. Если бы мировые цены держались на уровне $100 за баррель, то цена дизтоплива сегодня перевалила бы далеко за 30 грн/л.
Нужно учитывать и тот факт, что в Украине подняли акцизы, имеем удорожание в гривневом эквиваленте вдвое. Сегодня около 50% в отпускной цене бензинов в Украине – это налоги.
Если представить, что нефть нам дают полностью бесплатно, один литр бензина А-95 будет стоить в Украине около 14 грн – это стоимость доставки, переработки и налоги.
- Сколько нефтепродуктов продала группа Континиум (основные активы группы - сеть АЗС WOG, Херсонский нефтеперерабатывающий завод) в прошлом году - розница, крупный и мелкий опт? Какова динамика в первом полугодии 2016-го?
Сергей Корецкий: За полгода мы продали около 800 000 тонн всех видов нефтепродуктов через все каналы. По сравнению с прошлым годом, мы практически удержали объем продаж. Незначительно изменилась их структура.
- Как?
Сергей Корецкий: Имеется в виду, что где-то выросла розница, а опт сократился. Доля наличных продаж на автозаправочных комплексах несущественно выросла. Грубо говоря, половина всех продаж приходится на АЗК, остальное – опт.
- Вы не раскрываете финрезультаты группы "Вог Рирейл". Какова выручка, прибыль за прошлый год и за полугодие этого года? Какая выручка по сегментам - в рознице (АЗС) и опте?
Сергей Корецкий: Товарооборот компании за 2015-й составил около 35 млд грн. Итоги по 2016-му будут объявлены в конце года.
- Ваша компания ведет достаточно агрессивную политику по отношению к конкурентам в сфере поставок топлива Укрзализныце (УЗ). Вы часто блокируете тендеры в АМКУ и в судах. Чем было вызвано ваше хроническое недовольство на тендерах УЗ? Как вы предлагаете его снять?
Сергей Корецкий: Мы ничего не блокируем! Были случаи, когда мы защищали свои законные интересы, а не блокировали тендеры.
Мы готовы отвечать за каждый свой шаг, в том числе и касательно ценообразования. Мы должны продавать по той цене, которая приносит выгоду. Не всегда выходит получать результат, который хочется: есть поставки с минусом, есть с плюсом. Бывают разные ситуации.
Например, в тендере участвуют все игроки. Представили ценообразование. От момента подачи тендерного предложения до момента поставки и, самое главное, момента расчета за поставленное топливо проходит длительное время (до 45 дней). Очень сложно предугадать, что будет с ценой на нефть через 45 дней. Предугадать, каким будет курс доллара. На последних тендерах мы зафиксировали поставки по курсу 25 грн/$, а реально покупали валюту практически по 27 грн/$. Поэтому в большинстве случаев нефтетрейдеры ставят цену с запасом, учитывая вышеуказанные риски. И наоборот, если цена нефти пошла вниз, мы понижаем цены относительно той, которая выиграла на тендере. Так было, и не единожды.
- В прошлом году Укрзализныця несколько раз угрожала остановиться из-за нехватки топлива. По версии УЗ, главные виновники – нефтетрейдеры, которые оспаривали результаты тендеров на поставки. Почему не удается договориться о введении прозрачной формулы, привязанной к мировым котировкам?
Сергей Корецкий: Я отношусь к такому нововведению очень позитивно – мы за формулу. Кроме того, мы были одними из инициаторов введения формулы. Более эффективного механизма для оптимизации затрат государства и максимальной прозрачности ценообразования для операторов не существует.
- Почему формулу не вводят, если все операторы это поддерживают?
Сергей Корецкий: Механизм закупки устанавливают не трейдеры. Мы играем по правилам, установленным регулятором. Что касается формулы, все об этом говорят несколько лет, но почему это не доходит до логического завершения, мне сказать сложно.
- Есть ли сегодня долг УЗ перед WOG? Какой?
Сергей Корецкий: Сейчас финансовая дисциплина УЗ и Укрзализнычпостача идеальная, или близка к идеальной. Все обязательства по поставленным нефтепродуктам закрываются вовремя, тогда как в пиковые периоды 2013 года максимальная задолженность УЗ перед нами доходила до 800 млн грн ($100 млн).
- В конце 2015 года фискальная служба обвинила WOG в причастности к производству и сбыту фальсификата, идет следствие. Что там произошло?
Сергей Корецкий: Есть такое понятие, как презумпция невиновности. Мы никакими незаконными делами не занимались и не собираемся заниматься. Ни одного доказанного факта нет. Нефтебазами, которые мы отдали в аренду, занимались другие предприниматели. Насколько мне известно, то и к ним вопросов тоже нет.
Еще раз подчеркну: к WOG сегодня никаких юридических претензий от любых органов нет.
- В Украине идет дискуссия, надо ли отказаться от закупки российских энергоресурсов. Все же эти деньги идут в российский бюджет, и в том числе на финансирование российской армии. Какова ваша позиция в этом вопросе?
Сергей Корецкий: Я не вижу никакой проблемы в отказе от российского продукта: рынок может его заместить. Но к этому нужно подготовиться: создать инфраструктуру, перевалки, договориться о долгосрочных контрактах с европейскими производителями. Если РФ одномоментно остановит поставки, тотального дефицита не будет. Топливо, поставленное по альтернативным каналам, просто будет немного дороже из-за логистического плеча.
- Что происходит с вашими АЗС в Крыму и Донбассе? Они работают? Почему WOG не судится в арбитраже с Россией, как это делает группа Приват по крымским заправкам?
Сергей Корецкий: На Востоке у нас есть 16 полностью остановленных АЗС. Это немного, если сравнивать с общим количеством заправок компании. Две заправки полуразрушены, имущество остальных разворовано мародерами.
Компания WOG давно к управлению заправками в Крыму не имеет никакого отношения. Что касается судебных разбирательств за эти активы, у нас нет фактов, по которым можно судиться, поэтому никаких судов в ближайшее время не прогнозируется.
- Какова структура собственности группы Континиум? Кому перешла доля Игоря Еремеева? (После смерти Игоря Еремеева в августе 2015‑го совладельцами группы Континиум СМИ называли нардепа Степана Ивахива, бизнесменов Петра Дыминского, Сергея Лагура и Сергея Корецкого. - Ред.).
Сергей Корецкий: Структура неизменна. Я не уполномочен раскрывать подробности, но если в общем - доля перешла к членам его семьи.
- В СМИ писали, что якобы часть WOG отошла за долги Дмитрию Фирташу, это так? Правда ли, что WOG брал взаймы у Фирташа на развитие бизнеса? У вас остались перед ним долги?
Сергей Корецкий: Повторюсь, структура акционерного капитала WOG не менялась. Никакая часть никуда не перешла. Нас СМИ уже "сватали" многим (смеется).
- Какой у компании кредитный портфель?
Сергей Корецкий: Цифру мы не называем. Но большая часть портфеля реструктурирована, по остальной продолжаются переговоры. Мы уверены в их позитивном завершении для всех сторон.
- В прошлом году в вашей сети стартовала программа по продаже биобензина Эко 95. Оправдались ли ваши ожидания? Проиллюстрируйте это статистикой.
Сергей Корецкий: Продукт был произведен на европейском заводе компании Орлен с 30-процентной добавкой биоэтанола. Это альтернативное экотопливо, на момент запуска которого акциз был ниже почти в два раза в сравнении с А-95. Да, бензин с биоэтанолом быстрее расходуется, но разница в цене 4 грн на литре с лихвой это компенсировала. Мы были очень довольны первыми результатами. Проект был успешным до момента, когда существенно подняли акциз на альтернативное топливо. Это лишило этот продукт конкурентного преимущества, и поставлять его стало невыгодно. Поэтому мы решили сконцентрироваться на продажах базового А-95.
- Какие у вас планы по развитию сети АЗК?
Сергей Корецкий: Взяли в аренду три комплекса в Кременчуге. Через месяц открывается новая АЗК в Киеве. Сеть развиваем, но не так активно, как это было до 2014 года. Мы сфокусированы на совершенствовании внутренних бизнес-процессов, на модернизации существующих АЗК, на расширении нетопливных товаров и сервисов.
- Вы заявляли, что WOG все глубже идет в ритейл? Торговать продуктами выгоднее, чем нефтепродуктами?
Сергей Корецкий: Во всем мире маржинальность в нетопливных продажах выше. Считаем, что наличие сервиса питания и продаж различных товаров на заправках является существенным конкурентным преимуществом в сравнении с другими игроками на рынке. Также считаем, что в среднесрочной перспективе именно WOG Cafe и WOG Market станут ключевыми факторами для клиента при выборе станции для заправки автомобиля. В этом мы видим будущее. Более того, помимо АЗК мы развиваем ритейл-направление и вне наших комплексов.
- Какое количество WOG Cafe и WOG Market вы откроете до конца года?
Сергей Корецкий: Недавно мы открыли три точки в магазинах Ашан, на днях открываем кафе в аэропорту Жуляны. Всего в этом году откроем до 20 новых точек.
- С кем будет конкурировать WOG Market? Что там будет продаваться?
Сергей Корецкий: Это будет удобный небольшой магазин быстрой покупки площадью 80-150 кв м, предлагающий широкий выбор товаров первой необходимости. Если сравнивать с существующими форматами в мире, что-то наподобие сети 7-Eleven или Circle K.
- WOG Cafe работает в 14 поездах Интерсити. Вы там зарабатываете? Когда начнете работу в традиционных поездах?
Сергей Корецкий: Да, мы вышли на операционную прибыль и довольны результатом. С удовольствием готовы расширяться, и УЗ нам предлагает попробовать себя в традиционных поездах. Мы не видим там слишком большую перспективу, но в целом мы не против. Я думаю, это будет вторым этапом, но это вопрос не завтрашнего дня.
- Вы открываете кафе в Жулянах, почему не в Борисполе? Какие планы по развитию в аэропортах?
Сергей Корецкий: В Борисполе открыли бы кафе с большим удовольствием. Мы написали несколько писем, в которых выразили свою заинтересованность, но пока положительного ответа не получили.
- Правда ли, что компания является владельцем медиапортала Hubs?
Сергей Корецкий: Группа WOG не владеет медиаресурсами.
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти