У початок
Андрей Герус: «Пошлины на трубопроводное ДТ достигли своей цели»

Андрей Герус: «Пошлины на трубопроводное ДТ достигли своей цели»

На топливном рынке Андрей Герус может претендовать на звание «Человек года», хотя до минувшего июля это имя в отрасли мало кто знал. Ранее он был известен как эксперт в электроэнергетике, возглавляя движение против завышенных тарифов на электроэнергию. В июле он стал представителем Президента в Кабинете Министров,  впоследствии был включен в партийный список «Слуги народа» на парламентских выборах, а затем стал главой комитета по вопросам ТЭК и  ЖКХ. Одним из первых практических шагов Геруса, сосредоточенного на электроэнергетике, стало неожиданное введение спецпошлин на трубопроводные поставки дизтоплива, эффект от которых оказался сюрпризом для самого идеолога —поставки по трубе остановились. Параллельно рынок начал трансформироваться, замещая огромные российские поставки.

Отношение к деятельности главы профильного парламентского комитета разное. Одни считают его человеком Президента, который решил системно торпедировать бизнес-структуры Виктора Медведчука; другие видят в нем руку Игоря Коломойского, поскольку действия Геруса и ранее, и сейчас играют на интересы олигарха; сам депутат говорит, что он так сам видит. Как бы там ни было, глава профильного комитета показал, что умеет не только говорить и с его мнением нужно считаться. Тем более что для топливного рынка проблематика не ограничивается диверсификацией поставок. Андрей Герус посетил конференцию лидеров рынка нефтепродуктов Petroleum Ukraine 2019, где в течение часа отвечал на вопросы модератора и зала. Enkorr приводит основные тезисы выступления.

Андрей Герус с 2003 по 2007 гг. работал аналитиком инвестиционной деятельности, директором по торговой и инвестиционной деятельности в концерне «Галнафтогаз». В 2007–2014 годах — директором по инвестиционной деятельности ООО «Конкорд Капитал». В 2014–2015 годах был членом НКРЭКУ. С 2015 года — исполнительный директор ООО «Конкорд Капитал».

Летом 2019 г. он стал представителем Президента в правительстве, а вскоре был избран в Верховную Раду по партийному списку партии «Слуга народа» и возглавил комитет по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг.

О причинах введения пошлин

Еще до второго тура президентских выборов в Украине Россия приняла решение о введении так называемых санкций, предусматривающих лимиты на поставки топлива и ежемесячное их согласование в Минэкономразвития РФ. Эти решения в Украине были восприняты таким образом, что будет ограничение поставок. Затем в июне мы получили ситуацию, когда с российской стороны квоты на поставку в Украину были введены, поставки пошли не в полном объеме. В общем, сразу несколько факторов показали, что может произойти, если вдруг что-то пойдет не так.

При всем этом объем ресурса из одного источника стремительно рос, достигнув в июле 45%. Была обеспокоенность Президента, что это может стать проблемой, и появилась вот такая идея. Здесь нет скрытых подтекстов, этот вопрос давно назревал. К слову, был еще механизм квотирования и самоограничения, но вариант с пошлинами был интереснее, потому что так можно было дополнительно наполнять бюджет.

О целях такого решения

У нас не было цели запретить трубу, цель была убрать сверхрыночные прибыли: нужно было подобрать такую ставку, которая позволяла бы работать, но сверхприбылей не возникало бы.

Если есть такие сверхприбыли — появляется рыночная тенденция, что все хотят покупать из этого источника и происходит все большая экспансия, а экономических стимулов импортировать морем или из ЕС вообще нет. Глобальная же цель — диверсификация рынка и снижение зависимости от одного источника. Мне кажется, это было достигнуто.

На сегодня экономика у «трубы» есть: можно поставлять и зарабатывать деньги, но есть политическое решение этого не делать. Поэтому я считаю, что проблема была идентифицирована корректно. Потому что, если бы это был просто бизнес — можно было бы платить пошлину и далее импортировать.

О выгоде для Коломойского

Одна из основных претензий была в том, что это делается в интересах завода господина Коломойского, который на этом заработает большие деньги. Но то, что я вижу на этом графике (изменение структуры наполнения рынка ДТ после введения пошлин. — ek, см. граф.) — в принципе произошла здоровая диверсификация рынка без прямого коммерческого интереса какого-то отдельного субъекта рынка.

Слайд из презентации директора А-95 Сергея Куюна на Petroleum Ukraine 2019

О результатах пошлин

Цель, которая была первичной, — это усилить энергетическую безопасность и диверсификацию — она достигнута. Спасибо участникам рынка, что эту ситуацию прошли достойно, многим было непросто найти альтернативные источники. УЗ и таможня вызывали определенные нарекания, но розничные операторы прошли достойно, без повышения цен на стелах АЗС.

О растущих ж/д-поставках ДТ из России

Нам нужно понимать, какая позиция у России в плане экономического влияния на Украину. Если будут происходить недружественные процессы — нам на это надо будет реагировать. Поставки ДТ должны быть диверсифицированы, и мы должны иметь такую величину, выше которой не стоит подниматься. Учитывая, что мы за 2–3 месяца излечились от зависимости и, если снова в нее упадем, — будет не очень хорошо.

О переговорах с Беларусью

В августе была поездка в Минск, мы обсуждали вопросы нефтепродуктов и электроэнергии. После этой встречи они выполнили все, что обещали и даже больше. И по определенному смещению сроков ремонта завода, и по тому, насколько они могут увеличить поставки в периоды пикового спроса. Поэтому с ними все конструктивно.

Мы акцентировали их внимание, чтобы они работали на длинную перспективу, ради увеличения объемов, а не ради спекулятивных ценовых заработков. И они нас услышали, потому что они могли воспользоваться той ситуацией, но все было достаточно спокойно. У них доля была 33%, а стала — 39%.

О ставках акциза на бензин и СУГ

Я знаю, что есть инициативы снизить разрыв между акцизами на сжиженный газ и бензин, и мне кажется такая идея правильной. У нас достаточно большой разрыв, который провоцирует увеличение использования сжиженного газа. Я думаю, это правильный путь — снизить этот разрыв, но нельзя перегнуть палку, а сделать все корректно. О конкретных цифрах говорить пока преждевременно.

О ставках портовых сборов

Я согласен, что эти ставки у нас высокие, и, думаю, можно рассмотреть вопрос снижения, и чтобы АМПУ не платила 90% своих доходов в бюджет, чтобы больше средств оставалось на инвестиционные проекты.

О борьбе с нелегалами

Этот вопрос в поле зрения Президента, премьера и министра энергетики. Я уже имел разговор по этому поводу с Аваковым (министр МВД. — ek), чтобы заручиться его поддержкой. Должна работать полиция и на конкретных примерах демонстрировать, что бизнес должен работать законно.

Мы планировали пилотный проект по Киевской области, чтобы показать, как эту историю можно вычистить.

Когда принималось решение по спецпошлинам, некоторые участники рынка сказали, что они готовы поддержать государство, но чтобы были созданы равные правила игры, чтобы все работали «в белую». Я пообещал, что этот вопрос мы берем в приоритет и этим занимаемся.

О квотах на биоэтанол

В этом вопросе мы на начальном этапе. Мы понимаем, что есть определенные европейские тенденции, но с другой стороны— мы слышим аргументы сетей АЗС, которые работают «в белую» и говорят, что это может создать неравные правила игры. Поэтому к этому вопросу нужно подойти аккуратно: найти модель, чтобы сделать правильные шаги и не навредить рынку. Турборежим для этого законопроекта применяться не будет.

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти