У початок

О коленях и локтях. Почему надо благодарить Александра Лукашенко


Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95»

Не злитесь на Лукашенко, он в очередной раз помогает Украине осознать собственные проблемы

«Если бы мы хотели поставить вас на колени, мы бы сделали это в течение суток вместе с нелюбимым вами президентом Владимиром Путиным. Мы бы перестали поставлять вам горюче-смазочные материалы и завтра на вилах бы повыносили и Владимира Зеленского, и всех остальных», — сказал 9 августа Александр Лукашенко. – «Вы (Украина. – Ред.) так ведете себя, извините, несколько подленько. Мы никогда подло себя не вели. Года два назад Володя Зеленский звонит: «Слушай, нечем урожай убирать, топлива нет». А у нас Мозырский завод как раз в августе был остановлен на техническое обслуживание. Я запретил останавливать завод, раскрутили и поставили вам тысячи тонн ГСМ. Это что, не шаг? Все забыто...» 

Я хочу обратить внимание на два аспекта. Первый: сам факт такого заявления. До вчерашнего дня Александр Григорьевич никогда не задевал тему высоких поставок нефтепродуктов в Украину, тем более в таком тоне. И знаете почему? Потому что бизнес любит тишину. Весьма дискуссионный вопрос, кто кого спасает: Беларусь Украину своими поставками топлива или Украина спасает Беларусь, так как является единственным ликвидным экспортным рынком? 

Сначала об одолжениях. 

Белорусский лидер вспомнил о событиях 2019 года, когда команда только что избранного Владимира Зеленского ввела пошлину на поставки российского дизеля по нефтепродуктопроводу ПрикарпатЗападтранс, тот остановился и страна оказалась с перспективой нехватки продукта в разгар сезона. Беларусы ремонт перенесли, а также подняли из хранилищ порядка 300 000 т дизтоплива. Сработали неплохо. Но, во-первых, тот продукт украинские компании купили за живые деньги, а, во-вторых, будучи неплохими коммерсантами, сябры прикрутили на ажиотаже небольшую, но долларов на 10-15 премию. Получилось весьма взаимовыгодное сотрудничество. 

С таким же успехом Зеленский мог бы сейчас выйти и сказать, что когда Кремль перекрыл Беларуси поставки нефти в первом квартале 2020 года, Украина спасла Мозырский НПЗ от остановки, согласившись подать нефть с Южного. Хотя это был и есть контракт между беларусами и азербайджанцами, а мы неплохо заработали и зарабатываем на транзите (хотя можно было бы качать и побольше, скажем прямо). 

Ну, и, пожалуй, главное. Со следующего года белорусскому топливу будет закрыт путь в Европу, Украина остается единственным кормильцем если не всей белорусской нефтянки, то Мозырского НПЗ – самого современного в стране, в который республика засадила больше $2 млрд инвестиций. 

Кстати, тоже интересный момент. Последние 10 лет Украина покупает ежегодно в Мозыре минимум 3,5 млн т нефтепродуктов. На каждой тонне наш рынок дает цену лучше, чем при экспорте в Европу – в среднем на $50/т лучше. Таким образом, за 10 лет Украина дала заводу $1,75 млрд дополнительной выручки. Фактически его модернизация, которой по праву гордятся наши соседи, во многом произошла за наш с вами счет. И теперь вот нам говорят про «колени». Обидно. 

Или вот: беларусы поставляют нефтепродукты в Украину без каких-либо квот и пошлин, а для украинского топлива Беларусь закрыта… Процитируем оратора: «Это что, не шаг? Все забыто...»

Вернемся к перспективам. Европейские санкции ограничили белорусским нефтепродуктам направления продаж в трех направлениях: внутренним рынком республики, СНГ и Украиной. Первые два перелиты топливом, остается Украина. По итогам семи месяцев 2021 года, доля Минска на украинском рынке бензина – 50%, дизтоплива – 35%, битума – 50%. Поставки дизтоплива выросли в этом году на 40% (до 1,4 млн т), заместив в частности российские, просевшие из-за смены оператора по импорту ресурсов Роснефти. Санкции могут толкнуть в Украину дополнительные объемы продукта, в частности из Польши, а это еще до 1 млн т. Также избыточными были и остаются объемы бензина. 

Стоит ли удивляться, что белорусский лидер заявил, что вводить санкции в отношении Украины не планирует? Разумеется, иначе придется остановить один из двух белорусских НПЗ точно. 

Вторым же, куда более серьезным звоночком, стало «мы». Мы с президентом России Владимиром Путиным. Такого «объединения усилий», пускай и только на словах, я тоже не припомню в исполнении бацьки. Ранее многие считали свершившимся фактом возможность Москвы давить на Минск в топливной сфере, но беларусы на деле это всегда опровергали. В 2015 году они отказались закрыть нам поставки авиакеросина вопреки требованиям Москвы, известно и о безуспешных попытках давления на «дизельном» фронте. Но теперь, видимо, ситуация изменилась. 

На двоих у россиян с беларусами более 60% рынка по итогам семи месяцев 2021 года, в прошлом году было более 70%. Так что здесь преувеличения нет: могут поставить нас не только на колени, но и на локти. 

Что делать? 

Во-первых, не паниковать. Смысла душить «золотой» рынок сбыта нет, так что никаких перекрытий поставок не будет. Наоборот, российско-белорусского топлива может стать еще больше, на Западе его продавать все сложнее и сложнее. Нам тоже не нужно делать резких движений, мы не готовы к последствиям. 

Во-вторых, надо создавать запас топлива. Ждем законопроект в парламенте этой осенью. 

В-третьих, догружать украинские НПЗ. Это значит облегчить (удешевить) поставку сырья с моря и выровнять конкуренцию. В свете вышеупомянутой дальнейшей экспансии над протекционизмом следует задуматься отдельно. 

В-четвертых, пора кончать с теневым топливным рынком. Это создаст дополнительный стимул и спрос для легальных НПЗ (см. пункт 3). 

В–пятых, сделать более конкурентоспособной поставку топлива с моря, потенциал огромный. 

В-шестых, обратить внимание и проработать новые каналы поставок, в частности из Польши. Поляки могут задействовать свои порты и через систему трубопроводов подать продукт в Украину. Предварительные прикидки показывают, что цена не будет рыночной, особенно если поставить на поток. 

В-седьмых… 

Таким комплексом мероприятий можно выстроить принципиально иной рынок. После этого разговоры о «коленях» и мысли о «локтях» быстро улетучатся. Не надо злиться на Лукашенко, он в очередной раз помогает нам осознать собственные проблемы. 

Источник: «ЛИГА.Бизнес»

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти