Чем выше цены на автозаправках, тем чаще задают мне вопрос об экономии. У рыночных лидеров цена уже завалились за 30 грн/л и тема зазвучала с новой силой.
На днях нефть протестировала отметку $65 за баррель, и вскоре к тридцатке подтянутся и остальные. Итак, что делать?
Первое – покупайте качественное топливо. Рекомендация может показаться странной, но, к сожалению, она вновь актуальна.
Сейчас рынок фиксирует новый наплыв фальсификата, а недавно вскрылась схема импорта безакцизных октаноповышающих компонентов под видом растворителей для лакокрасочной промышленности.
Два крупнейших получателя – нефтебаза «БРСМ» под Киевом и мини-НПЗ в Мерефе под Харьковом, откуда топливо поставляется в сеть Мotto (информацию об этом видим в открытых судебных реестрах).
Также по рынку курсирует масса газоконденсата, стабильного бензина, метанола, из чего умельцы делают свои бензиновые закиси.
Если думаете, что в основном проблема с бензином, то нет – потребители дизтоплива тоже в зоне риска.
При переработке на мини-НПЗ получается немало прямогонного дизтоплива с большим содержанием серы (естественно, кто ж там поставит установку гидроочистки, как на большом заводе).
И этот продукт льется в заводской дизель, удешевляя его за счет отсутствия акциза.
Есть основания считать, что, как и ранее, добавляют в дизель керосин, моторные масла и разного рода отработку.
Но как распознать бодягу, если государство устранилось от защиты потребителя, а все заправки стали такие красивые – с персоналом, хот-догами и кофе-машинами по 10 000 евро?
Я во всем руководствуюсь старым правилом: хорошее дешевым не бывает. Но опять-таки, что считать дешевым? Диапазон цен очень широк, достигает 7 грн/л, или 25%.
Я рекомендую определять минимально допустимый ценовой уровень по сети группы «Приват» (бренды ANP, «Укрнафта», «Авиас» и т.д.).
Во-первых, это крупнейшая сеть страны, представленная во всех регионах (1500 станций, или 20% рынка), во-вторых, снабжается с Кременчугского НПЗ «Укртатнафта» (лишь в южных регионах по логистическим соображениям иногда подтягивает «морское» дизтопливо).
Многие годы для рынка это абсолютный бенчмарк. Технологически переработка нефти подразумевает большой 1-2-месячный временной лаг от закупки сырья до продажи на колонке, что обеспечивает плавность изменения цен в отличие от превалирующих импортеров, вздрагивающих при первом колебании мировых котировок.
Станции «Привата» не ахти какого качества, поэтому владелец вынужден строить ценообразование таким образом, чтобы продать максимальный объем, а это можно сделать лишь при условии минимально возможной цены.
Сделать ее ниже также позволяют пониженные расходы на содержание таких АЗС.
Поэтому в моей системе координат все АЗС, на которых топливо дешевле или вровень с «Укрнафтой», – повод насторожиться.
Имею на это веские основания: наши исследования показывают, что практически весь 2020 год так называемые сети-дискаунтеры, торгующие ниже «Привата», продавали бензин в убыток, а дизтопливо – почти без прибыли.
Т.е., себестоимость топлива – закупка продукта на заводе или по импорту плюс логистика, хранение, зарплаты, затраты на содержание АЗС в сумме была выше, чем цена на их колонках.
Как такое возможно? Ответа два: либо безналоговая бодяга, либо неуплата налогов при продаже топлива (скрутки, работа без выдачи чека, продажи за кеш и т.д.).
А на практике, как показывает опыт и изучение открытых данных судебных реестров, и то, и другое, и третье.
Не знаю, как вы, а я не хочу разбираться, кто и как там что набодяжил, какой налог не заплатил и что на это скажет мой автомобиль, лодка, заведется ли в мороз генератор и не «ляжет» ли летом бензокосилка.
Мне комфортнее об этом не думать. Тем более, как станет ясно ниже, это обойдется не намного дороже.
Чем меньше трейдера мы любим…
Но покупать по максимальной цене тоже не вариант. Что делаю я? В моем смартфоне закачаны приложения всех ключевых сетей, к которым подтянуты программы лояльности.
Они постоянно шлют свои предложения о скидках и информируют об акциях. Например, на февраль моя скидка на ОККО 3,5 грн/л, на WOG – 4 грн/л.
На прошлой неделе упало сообщение от KLO – разовый дисконт 7 (!) грн/л. Аналогичные предложения есть у всех сетей. И они меняются каждый месяц.
И еще один лайфхак: если заправляешь с помощью безконтактного приложения, получаешь в минус еще 50 коп./л.
По своему опыту уже вижу, что алгоритмы программ лояльности настроены по принципу «чем меньше женщину (читай АЗС) мы любим, тем больше нравимся мы ей».
Перевожу: если вы долго не заправляетесь в сети, система начинает привлекать вас большими скидками.
И наоборот: достаточно вам воспользоваться предложением, как на следующий месяц чувства робота остывают.
Но тут приходит время коллеги-робота из конкурирущей сети, который пишет вам, что соскучился, и для подтверждения искренности своих чувств снова дает хороший дисконт!
Такая тактика особенно хорошо себя показывает летом. Бак моей лодки – 160 л, весной лучше выждать, помучить робота, чтоб летом получить максимальную скидку и заправиться на водных станциях ОККО или KLO.
Минувшим летом на одной из покупок удалось сэкономить почти 1000 грн (оператор неосмотрительно дал скидку 6 грн/л), но и другие заправки были очень выгодными.
На полученные бонусы я нашел в каталоге лояльности подарок тестю на Новый год – набор инструментов, а также качественный хозяйственный инвентарь.
Если анализировать последний год, то такой «серфинг» по скидкам позволяет стабильно экономить 5 грн/л на бензине и ДТ.
В сегодняшней ситуации это означает, что максимальная цена 30,50 грн/л на А-95 по факту превращается в 25,50-26,00 грн/л, что немногим выше цен на «Укрнафте».
Уверен, примерно такую же цену мы получим и в сетях AMIC и Glusco, которые торгуют в среднем диапазоне, но и дисконты у них поменьше.
Ни гвоздя вам, ни жезла!
Источник: «Бизнес.Цензор».
Коментарі
Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі
Увійти