У початок

Большая стройка: неужели легче занимать деньги? Как Украине отказаться от займов


Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95»

Неужели не проще мобилизировать внутренние ресурсы? За счет детенизации рынка нефтепродуктов и акцизной реформы можно получить под 30 млрд грн налогов

Укравтодор выпустил евробонды на $700 млн под 6,25% годовых сроком на семь лет под государственные гарантии. Организаторами выпуска еврооблигаций стали J.P. Morgan, Dragon Capital и Укрэксимбанк. Круто? И да, и нет.

Ставка действительно неплохая, хотя есть и другие мнения, в пользу которых говорит и огромное превышение заявок – их было подано на $2,4 млрд. Но сейчас речь не об этом. Главное, что это новые долги Украины, которых и так хватает.

Так что, не строить теперь дороги? Строить, но мобилизовать внутренние резервы, которых хватит не только на асфальт и которые будут стимулировать наполнение государственного бюджета.

В контексте дорожного строительства кричащей является ситуация с теневым рынком нефтепродуктов. Напомню, основной источник наполнения Дорожного фонда – «топливный» акциз, около 60 млрд грн в год. Между тем в стране работает более 25-ти мини-НПЗ, которые перерабатывают нефть и газовый конденсат, но почему-то получают на выходе не подакцизные бензин и дизтопливо, а безакцизные растворители, сольвенты и прочие фракции.

На самом деле, это элементарный подлог и фальсификация документов, когда меняется код товара. Нехитрую схему показательно раскрыли кировоградские налоговики в 2020 году. Они задокументировали факт транспортировки «растворителей» с мини-НПЗ «Кировоградской нефтяной компании» (КНК) прямиком на АЗС четырех близлежащих областей. Проведенные экспертизы показали, что производит завод низкокачественные бензин и дизтопливо.

Эффект не заставил себя долго ждать: в начале 2021 года государственная компания Укргаздобыча выкупила у добытчиков половину годового объема сырья, которое ранее шло на КНК. Теперь из него будет получен товарный нефтепродукт, акцизы с которого отправятся в Дорожный фонд.

Казалось бы, отличный кейс! Бери и проецируй на остальные 24 «миника». Нет, этого не происходит. Зато доходит до смешного.

В марте Государственная фискальная служба (ГФС) с помпой наложила арест на 105 автозаправочных комплексов Глуско. Спецоперацию, в которой было задействовано около 1200 силовиков по всей стране, провели по обвинению в торговле фальсификатом в рамках старого уголовного дела против ООО «Альтернатив Энерджи Сорсес Компани». Последняя известна как владелец мини-НПЗ в поселке Мерефа под Харьковом, крупнейшего в Украине, который мелькает в судебных реестрах в подозрениях в торговле фальсификатом.

Прошло три месяца, Глуско, заплатившая за последние два года 6 млрд грн налогов, покрывается пылью и ищет покупателя, а «миник» в Мерефе работает как ни в чем не бывало, выпуская безакцизные нефтепродукты. Зато на сайте ГФС мы регулярно читаем новости об успешной борьбе с бодягой, в том числе и о рейдах на неназванные мини-НПЗ в Харьковской области.

Еще пример. В январе-мае текущего года в Украину ввезено 50 000 т растворителей для лакокрасочной промышленности, что вдвое выше, чем за аналогичный период прошлого года. Объясняется такой подъем лакокрасочной отрасли просто: эти растворители – смесь октаноповышающих компонентов, используемых при производстве бензинов, – МТБЭ, метанола, толуола, ортоксилола, бутилового спирта. Нюанс в том, что данные компоненты по отдельности облагаются акцизным сбором по «бензиновой» ставке 213 евро/1000 л, то по коду растворителей относятся к безакцизным.

О том, что данная продукция используется не совсем по назначению, говорят имена получателей: крупнейшие из них – компания Катма Груп (эксклюзивный поставщик топлива в сеть БРСМ) и харьковское ООО «Промхим», в числе клиентов которой все тот же мини-НПЗ в Мерефе… Убыток госбюджета за пять месяцев этого года – 245 млн грн акциза, а если ничего не предпринять, по году будет 600 млн грн. Кабмин три месяца ищет решение, хотя в Налоговый кодекс необходимо внести одно предложение.

По расчетам Консалтинговой группы А-95, нелегальное производство нефтепродуктов уносит из бюджета до 4 млрд грн акциза в год. Всего же в 2021 году потери теневого рынка нефтепродуктов составят 22 млрд грн. Основная статья потерь – махинации с кешем и документами на топливо при продаже через АЗС. Фиктивное потребление несложно отследить, ведь его декларирует куча компаний, у которых на балансе даже нет автомобилей. Но Государственная налоговая служба хранит молчание, говорят, не хватает полномочий из-за ковида и наложенного правительством моратория на внеплановые проверки…

Еще один источник пополнения дорожного фонда – корректировка ставок акцизного сбора. Сегодня те, кто на бензине, платят в четыре раза больше акциза в цене, чем те, кто на сжиженном газе. Хотя используют дорожную инфраструктуру эти машины одинаково. Расчеты показывают, что унификация ставок на бензин, газ и дизтопливо даст в бюджет страны более 200 млн евро в год, а это 6 млрд грн. Кроме того, снижение акциза на бензин выбьет экономическую почву из-под мини-НПЗ.

Как видим, только за счет детенизации рынка нефтепродуктов и «акцизной» реформы можно получить под 30 млрд грн налогов. Но это еще не все. Исчезновение бодяги и схем даст импульс компаниям легального сектора, которые в целом хорошо платят налоги. Суммарный эффект может быть очень впечатляющим!..

Несмотря на простоту некоторых решений, ничего не происходит. Неужели легче занимать деньги, чем мобилизировать внутренние ресурсы?

Источник: «Лига.Бизнес»

Друкувати

Коментарі

Увійдіть щоб мати можливість лишати коментарі

Увійти