В начало
Выжить на «Киев–Одесса»: как работают 16 АЗС на 8 км трассы

Выжить на «Киев–Одесса»: как работают 16 АЗС на 8 км трассы

Также доступно на украинском языке

- Артем Куюн

В Украине есть несколько мест повышенной концентрации АЗС. Большинство из них расположено в Киеве — крупнейшем рынке страны. Это прежде всего ближайшие к городу 15–20 км ключевых трасс: Харьковской, Житомирской, Одесской. Комплекс здесь — не просто бизнес, это визитная карточка, своеобразный нематериальный актив. И денег здесь никто не жалеет! (Хотя бывают и исключения). Это настоящая постоянно действующая заправочная ярмарка, где все находятся в равных условиях и за выбор клиента идет ожесточенная борьба. Иногда без правил.

На закате курортного сезона еnkorr обратил свой взгляд на главный южный выезд — Одесское шоссе. По обе стороны прилегающего к Киеву восьмикилометрового отрезка расположились 16 (!) заправочных комплексов. Тут есть все — премиальные бренды и сети-дискаунтеры, компактные станции и «аэродромы». Есть здесь и драмы, когда комплекс пустует на гектаре земли, и комедии, когда конкуренты стоят стенка в стенку. Итак, давайте посмотрим, как бьется пульс одного из наиболее оживленных участков страны.

Разные желтые майки

Начнем с въезда в город. Первые два объекта — Shell и «БРСМ». Хоть они и расположены между двумя кладбищами, это не значит, что здесь все спокойно.

Первое, что бросается в глаза, — архинеудобный заезд в «ракушку» после длинного светофора, требующего значительного торможения сразу после разгона, чтобы не пересечь сплошную полосу разгона. Не исключено, что машин здесь стабильно немного именно поэтому. О небольшом «проходняке» говорят и подсохшие на подогреве сосиски…

А вот что здесь хорошо, так это ассортимент товаров в магазине. Например, витрина с игрушками-уточками и фирменными сувенирами Ferrari, которые можно купить только по программе лояльности. Очень крутые вещи, которые другие сети пока не продуцируют. В отличном состоянии застал корреспондент Еnkorr и местные санузлы.

Но грусть не покидает. На Google-панорамах, где сохранились фото с мая 2015 г., Одесская трасса в ужасном состоянии, зато Shell сверкает и пышет свежестью. Сейчас все наоборот: трасса в отличном состоянии, а станция выглядит несколько заброшенной…Бедненько, но чистенько.

А вот соседи выглядят бодренько. В конце 2018 г. сразу за Shell свой комплекс открыла «БРСМ-Нафта». Судя по всему, проблема «ракушки» — не только в неудобном заезде: в светлое время суток на «БРСМ» заправляется 2–3 машины, нередко заняты и все восемь колонок.

Здесь реализован последний дизайн комплекса, который даже конкуренты признают весьма удачным. А это прежде всего огромный магазин с таким же ассортиментом: вода прямо в паллетах, белье, книги, биты (откуда у нас эта любовь к бейсболу?), вино и куча всего другого. На входе персонал разбирает ящики с «деталями» хот-догов и бургеров от Mr.Grill. Клиенты лавируют между преградами, идут на кассу. Следующая заправка будет лишь после затяжного яра в Вите-Почтовой.

UPG: аэродром без самолетов

Первая заправка «Укрпалетгрупп» на южном выезде из Киева появилась в мае 2018 г. Как и на Бориспольской трассе, комплекс в Гатном работает в спайке с «Форой». Но такое соседство, похоже, не всегда на пользу. Магазин на станции особым успехом не пользуется: он не только оттягивает нетопливных покупателей, но и частично закрывает въезд на заправку. Кроме того, заезд без нарушения правил возможен только через «Фору», иначе придется пересекать большую сплошную полосы разгона отъезжающего от магазина транспорта.

По большому счету, UPG в Гатном — среди сородичей по сети заправка неприметная, однако за 2,5 года работы ее удалось «прикатать». Под четырьмя «трамвайчиками» почти всегда стоит пара-тройка машин.

Настоящая трагедия коростенских бизнесменов (UPG родом из этого города Житомирской области) развернулась по другую сторону Одесской трассы — на въездном комплексе UPG. Он поднял флаги в апреле 2020 г., в самый разгар «локдауна». Комплекс в Чабанах — самый крупный из всех (более 1 гектара), которые мы охватили в этом материале. По-хорошему, здесь запросто можно было бы разместить 2,5–3 средних заправки.

Это не заправка — заправище! Огромный навес над 12 колонками, отдельная зона с модулем LPG на четыре пистолета, неимоверных объемов парковка (даже не TIR), масштабные газоны с разными ландшафтными штуковинами, просторный магазин, большие кафе на улице и внутри… Здесь все отлично: приветливый персонал, вкусный фаст-фуд, неплохая логистика в магазине, чистая уборная, классный дизайн. Не хватает одного — клиентов. Сотрудников заправки пока стабильно больше. Ни в будни, ни в выходные на станции почти нет машин. Инсайдеры в компании говорят, что низкие продажи стали шоком для менеджмента и акционеров сети, и что с этим делать, пока никто не знает.

С привкусом огурца, кураги и арахиса

Зеркалка KLO — истинный абориген Одесского шоссе. Въездная станция подняла желтый флаг в Чабанах еще в 2001 г., станция напротив — в 2003-м. Миллионы литров тут пролились еще до того, как благодатные шоссейные земли раскупили конкуренты. Здесь у KLO настоящий блокпост: кроме двух заправок тут расположился известный одноименный ресторан и отель в яблоневом саду, полноценный пристанционный «Борщ», огромная мойка самообслуживания, прокат прицепов и другая инфраструктура. По словам менеджмента сети, в чабановском «кусте» работает более 100 человек.

В марте 2020 г. в отеле произошел пожар, из-за чего пришлось затянуть фасад огромным баннером, теперь еще больше выделяющим объект на трассе. На помощь также призвали 10-метровую скульптуру бульдога, которая до этого «охраняла» объект KLO на Петровке.

Из фаст-фуда здесь редко выходят без бутерброда или хотя бы кофе. Кстати, новая кофейная марка на KLO, о запуске которой сеть оповещала киевлян через бесчисленные билборды, таки взлетела.

«Привкус кураги, жареного арахиса и огурца» (как пишет рекламный проспект), видимо, впечатлил покупателя, и у кофе-машины всегда людно.

Трудно однозначно сказать, в чем секрет, но популярность чабановских объектов KLO впечатляет. В пятницу и в воскресенье, в любой другой день недели, утром, вечером и днем тут толпятся машины. Причем по обе стороны трассы.

Но так было не всегда. До 2019 г. невзрачный выездной объект пребывал в тени крупного брата, находящегося напротив. С развитием конкуренции на данном направлении тесному «Подорожнику» и двум с половиной колонки на малом клаптике земли было все труднее реализовывать потенциал места. В прошлом году заправку решительно реконструировали, круто расширив магазин и зону с ТРК. Более удобными стали заезд и выезд, хотя «трамвайчики» и остались тесноватыми.

Вместо сантехники для «позы орла» появилось современное оборудование. Ну а дизайн, превративший заправку в арт-объект, — другая история, заслуживающая отдельного репортажа.

Страх и ненависть в Чабанах

Но не все так спокойно в Чабанах. С недавнего времени верным спутником KLO стал «Авантаж 7». С 2019 года воздух в Чабанах пропитан духом ярости, а почва — ядом конкуренции! Понять накал несложно: свой «выездной» объект Наталья Чирич воткнула впритык к KLO.

Конфликт возник еще на этапе проектирования. Изначально «Авантаж» спланировал заезд на свою новую станцию… через выезд со станции KLO. В противном случае водителю пришлось бы грубо нарушать ПДД: либо пересекать сплошные линии, либо делать очень резкий поворот на оживленной магистрали. Беспокойные соседи поначалу приняли радикальное решение и срезали часть отбойника для организации заезда. По понятным причинам KLO выступила против, и «Авантаж» был вынужден придумывать новую логистику. В итоге длинный и неудобный въезд на станцию организовали через поле. Он же стал и выездом…

Но этот дискомфорт «Авантаж» компенсировал клиентам сполна! Притом в буквальном смысле — ценой. Очереди, особенно в пятницу вечером, здесь такие, что отдельный заправщик выступает регулировщиком, направляющим стоящие в очереди машины под освободившуюся ТРК. И длинный заезд-«кишка» даже пригодился для размещения очереди.

Толпятся люди еще и потому, что основной клиент — газовый, а касса всего одна. Из шести колонок три — чисто газовые, ещё две — комбинированные. На заправках даже есть отдельные  газовые  стелы, возвышающиеся над трассой и заметные очень издалека.  На них «Авантаж» вывешивает минимальные цены не только на всей трассе, но и, как правило, по всей стране. И люди едут.

На другой стороне ситуация не сопряжена с проблемным соседством, но схожая в смысле реализации — нередко заняты все 16 постов. А вот магазины тут сильным спросом не пользуются (хотя нужно отдать должное их ассортименту и дизайну). Да и откуда взяться нетопливным продажам, если сюда приезжают экономить деньги. Это хорошо видно и по скромному уровню автопарка.

Do not disturbed

Теперь вернемся на выезд из Киева. Считается, что выездные станции обычно намного продуктивнее въездных, особенно в преддверии выходных. Но это правило явно не распространяется на ANP, которая встречает выезжающих в одесском направлении первой. Вернее, встречает даже не станция, а стела, сам же комплекс спрятан метрах в 40 от трассы в глубине лесопосадки на небольшом клаптике в 13 соток.

Бывшая станция «Альфа-Нафты» не отличается размашистыми размерами заправочной зоны, зато приметна убогими как для XXI века пристанционными сервисами и обслуживанием. В магазине с угрюмым оператором широкий ассортимент автотоваров, но почти нет выбора самых ходовых позиций: кондитерки, пива, импульсивной группы. На полу за кассовой стойкой — гора старой оргтехники. Наверное, сказывается привычка регулярно менять юрлица…

Ну и фирменный прием — туалет с входом с улицы… да еще и не работающий! Фаталити!

Не удивительно, что даже пятничным вечером клиенты тут редкость. В минус играет еще и углубленность в лес, из-за которой заправка не бросается в глаза. Да и машины в этом месте, как правило, только успели разогнаться после традиционной тянучки, так что сбрасывать скорость не хочется. Даже ради экономии, которую сулят цены на ANP. Возможно, вдохнуть жизнь в этот объект позволила бы реконструкция, но эта программа у «Привата», похоже, снова заглохла.  

АЗС со схожей спецификой расположилась и в 3 км от ANP. Это Marshal, сеть родом из Чугуева. Комплекс в Чабанах сильно отличается от своих собратьев, притом в хорошую сторону. Большая заправка с масштабным магазином, кафе и TIR-паркингом занимает 52 сотки. 

Но первое, что настораживает, — большие маслянистые пятна у ТРК. А потом вроде попадаешь в «машину времени». В пищеблоке — «теть Валя», гречка, макароны, котлеты, зразы, тушеная капуста и прочие хиты советского общепита. Полки просторного магазина забиты одинаковыми позициями либо просто пустуют.  

В плане видимости Marshal также похож на ANP — из-за нагромождения рекламы бетонных конструкций заправка бросается в глаза не сразу.

Ценителей простой еды в Чабанах оказалось немного, и колонки на Marshal зачастую простаивают. Машины встречаются, конечно, чаще, чем на ANP, однако глобально — пустота и умиротворение.

Главное же сходство чугуевских легионеров с ANP — дизайн, сильно устаревший в обоих случаях. С момента его разработки передовики ритейла типа ОККО, WOG, «БРСМ» успели «обновить кожу» по 2–3 раза. И, похоже, это работает. Говорят, владельцы Marshal несколько охладели к своему топливному бизнесу, поэтому ждать перемен не стоит.

Казалось бы, многие недостатки должна компенсировать экстремально низкая цена, но почему-то не в этом случае. «Маршал» стоит первым по ходу движения, цена ниже на 5–15 копеек, чем на вышеупомянутом «Авантаже», который в пятистах метрах, но весь народ почему-то там. Гримасы рынка!

Агрегаторы идей

В 2012–2013 гг. свои флаги на «дороге жизни» подняли ОККО. Сначала в Чабанах на выезде, а потом и на въезде, в Гатном, в эпицентре новой пригородной застройки. Комплексы разные по площади и конструкции (в Чабанах 93 сотки и отдельный навес для большегрузов, в Гатном — 63 сотки и типовой проект с одним навесом), однако очень схожи по наполнению и духу. Трассовость объектов подчеркнута наличием TIR-парковок, которые почти всегда забиты.

Мощный трафик и внутри комплексов. Сюда часто заезжают в магазин или кафе. Заезд без покупки топлива на ОККО — нормальная ситуация. С одной стороны, в магазинах, как на «Кураж-базаре» (крепкий и слабый алкоголь, одежда, стейки, мейвеи, хот-доги, бургеры, хлеб, несметное количество замороженных полуфабрикатов, автотовары, головные уборы и Бог знает что еще), с другой — мерчандайзинг на высшем уровне — нагромождений и бардака нет.

Уже минимум год на ОККО предлагают акционную воду в паках, и клиент ее берет! Что в лишних предложениях не нуждается, так это кофе и хот-доги. Сосиски не успевают нагреваться, а у кофе-машины почти всегда очередь. Очень круто выглядят и новые модели кофе-машин, которые поставили минувшей весной.

Оба комплекса имеют в своем составе рестораны. При этом A la minute в Чабанах на карантине, а в Гатном Pasta Mia почему-то работает.

Сервис тут хороший, ровный. Если на UPG редкого клиента буквально облизывают, то на ОККО персонал четко по протоколу добротно делает свою работу.

Недавно на въездном комплексе открылся пункт выдачи службы доставки Meest Express, но пока потока клиентов на точке не видно. Не сильно загружены в Чабанах и турники с брусьями. Идея размяться после рулежки отличная, но летом на солнце спорт манит немногих.

Что касается проливов, то среди коллег по трассе ОККО — крепкий середнячок. Колонки не пустуют, но и супердлинных очередей, как на дискаунтерах, здесь не бывает. При этом именно на ОККО максимально заметна специфика трафика: в воскресенье ажиотаж на въездной заправке, в пятницу — на выездной. 

Среднестатистический

В конце отчетного участка покидающих столицу провожает AMIC. Этот построенный по типовому проекту комплекс заставляет окунуться в лучшие «лукойловские» времена. Станция попала в самую первую волну реконструкции в феврале 2014 г. Тогда «Лукойл» обновлял внутренности на топовых комплексах, и оранжевый дизайн зеленого AMIC — наследие предыдущего владельца. За шесть лет оформление немного потрепалось, но в общем осталось на приемлемом уровне.

Из сильных сторон — отличная видимость на трассе и очень удобный заезд, большая комфортная территория. Также приятно удивил персонал. Дальше — санузел. Однозначно один из самых чистых из всех, попавших в этот обзор. (Не будем называть имена, но у некоторых участников этого обзора уборные просто ужасные).

Среди главных недостатков — неинтересность магазина и фаст-фуда. Вроде бы нормальный ассортимент, стандартная раскладка, но желания что-то схватить с полки без необходимости не возникает. То же самое с фаст-фудом: тут замечен бренд food point, рекламируемый у ценовой стелы кофейным стаканом, но еда аппетитной не выглядит. На заправке пришлось провести около 20 минут, за это время никто из посетителей не взял ничего ни в магазине, ни в кафе.

В определенной степени «бездушность» сервисов и легкое состояние запущенности (не в плане чистоты, а какого-то минимального креатива) — широко распространенная болячка крупных сетей. 

И тем не менее, пустой заправку назвать нельзя. Машин немного, но они есть, что уже сильно контрастирует с картиной двух-трехлетней давности, когда, казалось, сеть вот-вот умрет. Вместе с легковым транспортом под колонками нередко попадаются фуры.

Лесная братва

Локации объектов WOG на Одесской трассе — их самые слабые места. На въезде в город это последний объект в череде, на выезде — предпоследний. То есть, заезжают сюда те, кому не угодили OKKO, UPG, KLO, «Авантаж», ANP, Socar и даже «Маршал». Расположись заправки в местах интереснее, активность на них была бы куда выше. Впрочем, нельзя сказать, что «воги» тут пустуют.

Въездная станция, расположенная в глубине лесопосадки, с трассы не просматривается. Но место это намоленное, в СССР здесь была АЗС Госкомнефтепродукта. Видимо, с тех пор осталось соседство с другими объектами автосервиса: СТО, мойками, шиномонтажем, магазинами запчастей, установщиками ГБО. Здесь все шевелится и кипит: шофера моют машины сами и с помощью мойщиков, ковыряют их снизу и сверху, проверяют работу узлов и агрегатов. Идея построить на этой заправке мойку оказалась ударом в штангу — расположенные тут две сторонние мойки, а также еще одна бюджетная за углом оставили WOG-ский сервис без работы. Не зря топливные ритейлеры не хотят связываться с этим бизнесом.

Но на станции людно: 3–4 машины всегда стоят под заправкой, в магазине — движ. Казалось бы, заезд не очень удобный, но клиента не смущает. Тем более что на светофоре зеленая стрелка позволяет проскочить через заправку и скоротать время во въездной пробке. 

По агентурной информации, комплекс на 18 заправочных постов прокачивает порядка 15 м3 в сутки.

Несколько скромнее торговля на выездной заправке. Работающая в Вите-Почтовой, ранее она входила в сеть «Рось» Владимира Семиноги, которую WOG поглотил в 2011 г. Расположению не позавидуешь: из-за начала затяжного склона заправку немного теряешь из поля зрения, а при выезде требуется аккуратно пропустить поток поворачивающих на Виту-Почтовую — большой пригородный поселок.

К крупным минусам также относится микроскопическое здание. Видимо, во времена строительства объекта сопутствующая торговля не была актуальной, хватало и продаж бензина. Но WOG с его форматом предстояло вместить туда магазин, туалет и подсобное помещение. Скажем так: тут тесновато. В целом напрашивается коренное обновление, на фоне предшествующей ярмарки из «стаи товарищей» объект выглядит блекло. Но бренд есть бренд, и визуально продажи можно оценить минимум в 10 кубов.

По пути домой

Куда же без Socar?! Азербайджанская сеть известна в Украине, в том числе своими одесскими корнями, поэтому на ее отсутствие на выезде из столицы в Одессу не стоило и рассчитывать. На момент запуска в 2014 г. часто приходилось слышать, что черный вычурный дизайн Socar непривычен, сейчас же он воспринимается абсолютно нормально и органично.

Разумеется, уровень машин, заезжающих на Socar, разительно отличается от автопарка на «Авантаж 7». Поэтому шаурма (а точнее кебаб), по цене трех-четырех хот-догов  на соседних заправках, продается неплохо.

Расположенная на 80 сотках станция может похвастать очень удобным заездом и внутренней логистикой. В состав комплекса входит сразу две стильных летних площадки, большая парковка на заднем дворе и несколько паркомест перед входом. Ассортимент магазина, кроме стандартных позиций типа напитков, снеков, автотоваров и какой-то одежды, включает в себя восточные сладости, цветы и наборы для стейков (на ОККО эта витрина также имеется). Большой ретро-холодильник на входе предлагает актуальное летом мороженое, хотя и сильно выбивается из стиля Socar.

Желающих покормить железного коня тут намного меньше, чем желающих покормить себя или купить что-то оригинальное в пристанционном магазине. В пятницу вечером продажи топлива идут активнее, в остальном же толкучка в основном происходит на парковке. 

Наиболее популярная позиция фаст-фуда — кофе. Он действительно хорош. А вот по чисто субъективным ощущениям легендарный сокаровский кебаб в последнее время сдал. Да и режет его теперь не повар с огромным тесаком, а чудо-машина. А может, просто фаст-фуды в других сетях поднажали?

***

Безусловно, данный срез не претендует на статус рыночного исследования, больше — на субъективный взгляд из-за руля. И тем не менее, длительный период наблюдений и частота визитов на АЗС позволяюет сделать весьма конкретные выводы об успешности тех или иных объектов. А выводы в том, что место — хоть и обязательное условие увесистых проливов, но точно не достаточное. Рецепт успеха — сложный коктейль, где кроме локации и цены, принимают важное участие грамотный маркетинг и рекламная активность, длительность работы, программы лояльности и куча других факторов. 

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти