- Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95»
В Украине работают 25 мини-НПЗ, десятки нефтебаз, сотни АЗС, которые ежегодно производят и прокручивают миллионы тонн «левых» нефтепродуктов, нанося государству миллиардный ущерб
«Ты точно хочешь, чтобы я вернулась работать в Украину?» — спрашивает меня 19-летняя дочь Лиза, студентка испанского бизнес-университета, после проведения Национальной полицией пяти обысков у нас и брата (ее дяди) 13 июля. Пять обысков за день, раскуроченный с помощью лома и топора сейф, отказ впустить адвоката, шокированные сотрудники нашего офиса и скачок давления у живущего с нами 86-летнего дедушки.
В этот день мы узнали, что стали фигурантами уголовного дела, которое Подольское управление Нацполиции под пристальнейшим вниманием Подольской окружной прокуратуры г. Киева усердно расследует с 2019 года против двух десятков фирм, якобы оптимизировавших налоги. Мы не только никогда не работали ни с одной из них, нам даже незнакомы их названия. «На вас поступила жалоба», — объяснил следователь нашу связь с этим делом. Мне всегда казалось, что если у госорганов есть вопросы, особенно по налогам, для начала нужно запросить интересующую их первичную информацию. Даже в повседневной жизни мы всегда звоним в дверь, а не выносим ее с ноги, не так ли?
Но мы в Украине. Само расследование и решение об обысках, масса нарушений при их проведении говорят лишь об одном: это классический заказ, притом в худшем его проявлении. Дело состряпано таким образом, что вместо нас в него можно вписать кого угодно и на этом основании зайти куда угодно.
Кто заказал? Не хочу сужать тему до отдельных имен, поскольку она намного шире. И называется она «Нелегальный рынок нефтепродуктов». Моя Консалтинговая группа «А-95» много лет освещает эту тему, в том числе на страницах ZN.UA мы много написали о «левом» бензине, налоговых схемах, и именно эта работа является причиной наезда и начавшейся медийной травли. И это уже новая грань проблемы вольготно чувствующего себя огромного нелегального сектора, который уже начал наносить государству не только финансовый ущерб.
И здесь я вспомнил о мечтах нашего президента, многие из которых на наших глазах перечеркиваются бодяжным бензином.
Помоги себе сам
«Эпоха бедности закончится только тогда, когда все будут платить налоги», — сказал недавно президент Владимир Зеленский. Что мы имеем на топливном рынке? По всей стране работают 25 мини-НПЗ, десятки нефтебаз, сотни АЗС, которые ежегодно производят и прокручивают миллионы тонн «левых» нефтепродуктов. Ущерб для бюджета оценивается нами в 22 млрд грн в год.
Эти 22 млрд грн потерянных налогов формируются из двух основных частей.
5 млрд грн — это акцизный сбор, который не платится при производстве нелегального топлива. Иными словами, если бы этого топлива не было, рынок бы привез легальный продукт и заплатил эти 5 млрд грн акциза в бюджет. Параллельно выросла бы загрузка двух заводов в Кременчуге и Шебелинке. Такой двойной эффект.
Можно сказать, что у президента здесь есть личный интерес. Акцизный сбор на нефтепродукты — основная статья формирования дорожного фонда. Исходя из бюджета «Большого строительства» на этот год в объеме 100 млрд грн и запланированных 4,5 тыс. км дорог, «топливные» 5 млрд грн — это минимум 225 км новых дорог. Половина трассы Киев—Одесса или Киев—Харьков либо дорога от столицы до Черкасс.
Далее. 17 млрд грн потерь — это НДС, который исчезает в карманах махинаторов при продаже топлива на АЗС за наличные. Мы неоднократно писали об этом в ZN.UA. Вкратце суть схемы такова: при оплате топлива наличными покупателю выдают «левый» чек, а полученные наличные и документы на топливо уходят далее по цепочке фиктивных предприятий-потребителей или напрямую компаниям реального сектора. Они «на бумаге» потребляют топливо, минимизируя обязательства по НДС и налогу на прибыль. (К слову, такое фиктивное предпринимательство, по сути, нам «шьют» Нацполиция с прокуратурой, вот только мы платим 77% от обязательств по НДС в бюджет живыми деньгами. Для справки: это очень много.)
Не вызывает сомнений, что Кабмин нашел бы куда пристроить 17 млрд грн. Это больше половины прошлогодних бюджетных расходов на духовное и физическое развитие.
Почему тяжело дышать
В июне президент презентовал программу «Здоровая Украина». Одним из ее ключевых направлений является снижение числа преждевременных смертей в Украине, 85% которых, по статистике, вызваны не инфекционными заболеваниями, а болезнями системы кровообращения и онкозаболеваниями. Происходящее на топливном рынке вносит свой вклад в эту грустную статистику по полной.
В начале года в пробах бензина на АЗС «БРСМ», «Мотто», Sunoil мы и другие эксперты, журналисты обнаружили содержание монометиланилина (ММА) — токсичного октаноповышающего компонента, запрещенного в Украине, США, Европе и даже в России, откуда его импортируют. ММА был запрещен из-за своих канцерогенных свойств, провоцирующих рак. Он особо опасен для водителей, находящихся в постоянном контакте с горючим с ММА-включением, а также для детей, поскольку испарения ММА скапливаются слоем над грунтом на высоте около 60 см.
Крупнейшие импортеры ММА в 2020 году — «Катма Груп» (эксклюзивный поставщик топлива в сеть «БРСМ», 2 тыс. т, или 61% от общего импорта) и «ВТГ-Трейдинг» (СМИ связывают ее с группой Sunoil, 0,65 тыс. т, или 17%). После медийной подсветки этого беспредела минувшей весной импорт ММА начал снижаться, но где гарантия, что со временем он не возобновится вновь, ведь государственного контроля качества топлива как не было, так и нет. Этот контроль остается работой экспертов и журналистов, которые, как мы видим, подвергаются прямым атакам со стороны фигурантов этих публикаций.
Фальсификат забирает жизни и напрямую. Нелегальное производство топлива стало причиной Васильковской трагедии, когда в пламени погибли шесть человек, два десятка были тяжело травмированы. А сколько пострадало вследствие разлива топлива и выброса в атмосферу продуктов сгорания 20 тыс. т нефтепродуктов?
Нелегальное производство бензина на Васильковской нефтебазе привело к крупнейшему пожару, последствия которого ощутили сотни тысяч человек
Василий Полуэктов/facebook
Прошло шесть лет, но мало что изменилось. Васильковы разбросаны буквально по всей стране. Все мини-НПЗ, которые приходилось видеть, работают со всевозможными нарушениями промышленной и экологической безопасности. Любой пожарный инспектор может закрыть эти объекты, но почему-то он туда не приходит. Мне кажется, это неслучайно. Напомню, что Госслужба по чрезвычайным ситуациям находится в структуре МВД, как и Нацполиция, которая пришла с обысками к нам, кто об этих мини-НПЗ пишет… Пообещав посадки на пепелище Васильковской нефтебазы, тогдашний министр ВД Арсен Аваков быстро потерял интерес к этой теме, более того, следствие быстро согласилось с риторикой «БРСМ», владельца нефтебазы, открыв производство против пожарных (не так гасили).
И если функционирование нелегальных мини-НПЗ и нефтебаз в первую очередь представляет опасность для персонала и жителей близлежащих населенных пунктов, то токсичными выхлопами от сгорания бодяжного бензина дышит вся Украина.
Ни один мини-НПЗ технически не может выпускать топливо установленного стандарта Евро-5 — это факт. Вся их продукция вне закона, так как по факту это бензин и дизтопливо классов Евро-2 — Евро-3. Но они называют их растворителями, что позволяет не только спокойно продавать по мутным цепочкам, но и выводить их из-под акциза. Это уже было доказано фискалами, но почему-то этот опыт не получил распространения.
Разъедая государство
О своем желании привлечь в страну инвестиции президент говорит постоянно. Вспомним хотя бы ставших мемом инвестнянь. Но как сюда придут деньги, если ответственные государственные органы поражены коррупцией, при этом не без помощи того же теневого топливного рынка, генерирующего миллиарды черного нала?
Фискальная служба изображает бурную деятельность, но ни один крупный объект нелегального производства и торговли топливом в 2021 году не закрыт. Арестованные под камеры компоненты топлив и товарные нефтепродукты затем тихонько возвращают владельцам.
Со стороны ГНС нет элементарного анализа налоговой отдачи участниками топливного рынка, которая даже при поверхностном изучении разнится в десятки раз.
Местные власти не просто крышуют так называемые объекты малой переработки, их сбытовые предприятия им принадлежат. Оно и понятно: Киев далеко, а нам тут надо как-то жить.
СБУ? В разговоре один из крупных функционеров ведомства обронил, что областное управление находится полностью на топливном обеспечении крупнейшей «бодяжной» сети. «Они ж не одни бодяжат, чего нам их трогать?» — риторика примерно такая.
Есть уже и признаки того, что большой теневой капитал не прочь поучаствовать в политике. Сеть «БРСМ» засветилась в прошлогоднем расследовании программы «Наші Гроші» Дениса Бигуса о финансировании партии Шария. Это что, попытка выйти на новый уровень влияния на власть и защитить свой бизнес? Традиционных методов воздействия посредством элементарной коррупции уже не хватает?
И здесь мы приходим к нашему кейсу, когда теневой бизнес пошел в атаку на экспертов, журналистов, активистов, которые, по сути, единственные, кто говорит и показывает этот национальный позор с топливной бодягой, токсичными выхлопами и убийством автомобилей. Это стремление задушить последнее сопротивление.
А теперь об инвестклимате. На обыски небольших украинских компаний по смешным поводам смотрят посольства, представительства иностранных компаний, и вряд ли увиденное стимулирует их инвестировать в Украину. Если полиция под присмотром прокуратуры выворачивает наизнанку небольшие компании, то как сюда вкладывать миллионы? Если любой следователь районного отделения полиции может вписать тебя в старое дело и выломать тебе дверь в офис, раскурочить ломом твой сейф, вынести технику, печати и документы. Деньги такого не любят.
***
С первых дней президентства Владимир Зеленский говорит о своей главной мечте — вернуть украинцев домой. Могу себе только представить, как настроены уехавшие соотечественники, если собственные дети не видят себя здесь. В стране, где следователи роются в твоем ящике с нижним бельем с таким остервенением, будто из-за тебя все проблемы в Украине. Как объяснить 19-летней дочери, что здесь надо если и не учиться, то хотя бы жить и работать? Что в развивающейся стране больше возможностей, чем в Европе? А что сказать 15-летнему сыну, у которого забрали компьютер с уроками английского? Думаю, теперь он будет учить язык еще усерднее…
Владелец «БРСМ» Андрей Биба и акционер сети «Мотто» Эдуард Ставицкий живут за рубежом
А знаете, Владимир Александрович, что еще характерно? Владельцы тех же сетей «БРСМ» и «Мотто» живут за рубежом. И возвращаться точно не собираются, нервная тут обстановка, да и дышать тяжело.
Думайте. А лучше делайте.
Источник: «Зеркало Недели»
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти