В начало
С бодуна

С бодуна

Украина намерена с 2014 г. перейти на обязательное добавление спирта в бензин. Тема имеет свои за и против. Главное «за» – снижение энергозависимости и улучшение экологической ситуации. Однако, как часто это бывает в украинских реалиях, светлую идею быстро взяли в оборот бизнесмены от власти. Спешка, с которой хотят перейти на спиртосодержащие бензины, лишний раз подтверждает их лоббистский характер. И не только это. Отсутствие госконтроля качества топлив, элементарной технологической культуры и нежелание чиновников хотя бы как следует изучить передовой опыт обернется для рынка и потребителей непроходящими проблемами.

Активная «спиртизация» Украины происходит по двум направлениям. Во-первых, уже действует акон об альтернативной энергетике, который предоставляет льготы производителям так называемых альтернативных, или биотоплив, в которых содержится более 30% неуглеводородных соединений. Государство освобождает их от акцизного налога. Такие топлива применяются в различных уголках Земли, однако в Украине не имеют однозначной оценки.
Второй путь – обязательное добавление биоэтанола (обезвоженного этилового спирта) в моторные бензины. С 2014 г. государство хочет видеть в каждом литре бензина не меньше 5% биоэтанола. Соответствующий закон – №4970-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов» – глава государства подписал летом 2012 г.
Вопросы без ответов
При потреблении Украиной порядка 4,5 млн т бензинов в год, для выполнения закона стране потребуется 225 тыс. т биоэтанола. При этом не будем забывать, что на сегодня производимые в стране около 60 тыс. т биоэтанола полностью используются для выпуска альтернативных топлив. Таким образом, в 2014 г. понадобится в общей сложности около 300 тыс. т биоэтанола. Как за год увеличить выпуск биокомпонента в пять раз?
«В ближайшее время объемы производства существенно не изменятся – для этого нужны не только масштабные инвестиции, но и время, чтобы их освоить», – поясняет «Капиталу» заместитель директора по научной работе Института пищевой биотехнологии и геномики НАН Украины Сергей Цыганков.
Ответить на вопрос о выпуске биоэтанола попытался было министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк. Он обещал перепрофилировать 29 спиртзаводов госконцерна «Укрспирт», что позволило бы нарастить выпуск биоэтанола до 360 тыс. т в год. Для этого у государства просили 350 млн грн: 209,8 млн грн – в 2013 г. и 140,2 млн грн – в 2014 г. Однако недавно Минфин отказал спиртовикам и послал их… в банки. Между тем на рынке не исключают, что на многомиллионные госдотации и рассчитывали авторы законопроекта об обязательном добавлении биоэтанола – закулисные кураторы «Укрспирта», которые тем самым хотели обеспечить себе и рынок сбыта.
Единственным выходом из сложившейся ситуации остается импорт биоэтанола, но в таком случае полностью нивелируется тезис о повышении энергонезависимости. К слову, на лоббистский характер «спиртовых» инициатив указывает и то, что авторы закона не обязывают использовать биокомпоненты в дизельном топливе.
«Дизтопливо потребляется больше, да и технология по выпуску биодизеля проще и лучше изучена», – отмечает руководитель испытательной лаборатории, доцент Украинского государственного химико-технологического университета (г. Днепропетровск) Елена Шевченко.
Как добавлять биоэтанол, где и кто будет это контролировать –  не единственные вопросы, которые должны быть решены подзаконными актами к закону №4970-VI, но, похоже, об этом все забыли. Еще вопрос: а как будет облагаться налогом производство бензина с 5%-ным биоэтанола?
Не все так просто и с технологической точки зрения. Процесс смешения биоэтанола с бензином крайне непрост, требует четкого соблюдения регламентов и специального оборудования. Небольшое отклонение в дозировке – и этанол в бензине начинает агрегировать воду. Лучше не думать о том, что это будет означать для двигателя внутреннего сгорания. О какой технологической культуре можно говорить, если большинство нефтебаз осталось еще со времен СССР.
Не менее интересный вопрос – где взять не только 5% биоэтанола, но и 95% базового бензина? Некоторые представляют себе, что для получения бензина А-95 нужно добавить биоэтанол в бензин А-92. Либо просто добавлять спирт к А-95.
«Это опасное заблуждение, поскольку при такой «технологии» ряд важнейших параметров – давление насыщенных паров, содержание кислорода и т.д. – выйдут за пределы нормы, что автоматически сделает бензин непригодным для использования», – говорит директор по качеству компании «Параллель» Александр Титов.
Поэтому необходим специальный технологический бензин, который при добавлении биоэтанола даст необходимые параметры качества. Требования для базового бензина законом пока не предусматрены.
Как видим, рынок не готов к программам по обязательному добавлению биоэтанола ни физически, ни технологически, ни с точки зрения законодательного обеспечения. О серьезности предстоящей программы, которой необходимо долго и тщательно готовиться, говорит опыт Польши.
Европа включает заднюю
Сегодня в Польше в качестве оксигенатов потребляется порядка 270 тыс. т биоэтанола (более 20% от объема потребляемого бензина), а к 2014 г. ожидается, что эта цифра вырастет до 430 тыс. т. Для достижения таких результатов понадобилась комплексная спецпрограмма, реализация которой заняла 6 лет. (Украинский законодатель отвел под нее 1,5 года).
«Процесс перехода на использование биоэтанола должен происходить постепенно. Определив необходимость введения биокомпонента в топливо, на первом этапе правительству необходимо всячески стимулировать данный процесс. В частности, создать льготные условия, сократить налоговую нагрузку на биотопливо», – рассказывает экс-директор департамента снабжения концерна PKN Orlen SA Дорота Петер. Польский специалист отмечает, что для выпуска высококачественных спиртосодержащих топлив необходим не только биоэтанол, но эфир на его основе – ЭТБЭ, что позволит регулировать ряд параметров для соответствия стандарту. В Украине сегодня не производится ни тонны этил-трет-бутилового эфира.
Говоря о европейском опыте, стоит также обратить внимание на новые тенденции в политике энергозависимых европейцев. В последнее время в Евросоюзе все чаще и громче звучат призывы отказаться от дальнейшего увеличения доли спиртовой составляющей в топливах. Увеличение посевов для «выращивания» моторного топлива привело к росту цен на продовольствие, проблемы голода охватывают целые континенты. В частности еврокомиссары по климату и энергетике Конни Хедегора и Гюнтер Эттингер предлагают ограничить производство биоэтанола из сельскохозяйственной продукции и одновременно увеличить его выпуск из сельхозотходов (биотопливо второго поколения). В рамках выполнения предложенной программы, к 2020 г. уровень потребления биоэтанола из отходов сельхозпроизводства должен составить 5%. Сырьем для производства такого топлива должны выступать, в частности, опилки, солома, водоросли и т.п.
Есть и чисто экономический эффект. Так, в середине прошлого года продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) призвала правительство США немедленно сократить объемы производства биоэтанола, чтобы помочь снизить мировые цены на продовольственное сырье. То есть, благодаря уходу от нефтезависимости голодающих в мире может стать больше. Выход американцы тоже видят также в переходе на биотопливо второго поколения. Может, и Украине следует учесть мировой опыт, ускоренно переходя на биокомпоненты второго поколения, а не создавая инфраструктуру для биэтанола, от которой вскоре придется отказаться?
Пока же полностью очевидно, что перейти на бензин с 5%-ным содержанием биоэтанола с 1 января 2014 г. не получится по целому ряду причин.
Михаил Калюкин, газета «Капитал», 17 июня 2013 г.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти