Биоэнергетика шагает по планете, и это шествие не обошло Украину. За пару последних лет на наших заправках появился целый ряд топлив с приставками типа «эко», состоящие на 30% и более из спиртов и записанные в документах как «бензины альтернативные». Экобензины привлекают внимание потребителя низкой ценой, однако попробовать новый продукт решаются далеко не все.
В среде автовладельцев господствует обоснованный скепсис относительно альтернативных топлив, так как украинские автосалоны не дают внятного ответа на вопрос, можно ли использовать эти топлива. Тема интересна тем, что практически по каждому ее аспекту есть диаметрально противоположные мнения. Мы задали вопросы экспертам обоих лагерей.
Призрачная экономия
Стоимость альтернативных топлив (см. табл.), на первый взгляд, говорит о явной выгоде их использования. Низкая цена обусловлена двумя аспектами. Во-первых, сегодня Украина, как и многие другие государства, стимулирует выпуск топлив из возобновляемых ресурсов, предоставляя льготы производителям. В частности, с альтернативных топлив не взымается акцизный налог. Т.е. производители платят акциз только за «нефтяную» часть бензинов, а 30% и больше, имеющих спиртовую природу, освобождаются от уплаты.
Во-вторых, сырье для производства спирта дешевле, чем нефть.
«К примеру, из трех тонн зерна можно произвести одну тонну биоэтанола, что приблизительно соответствует объему выхода бензина из трех тонн нефти. Но при этом зерно стоит в пределах 1 500-2 000 грн/т, а нефть – 6 500-7 000 грн/т», – рассказывает директор ООО «Укрпродсоюз» Николай Тыченко.
Чтобы оценить эффект от использования инновационного бензина, нужно учитывать его расход в конкретном автомобиле.
«Мы проводили исследования нашего топлива Innovative в течение двух лет и имеем научное подтверждение того, что его перерасход по сравнению с традиционными марками бензинов не выходит за пределы 5%», – говорит директор ООО «Азовская нефтяная компания» (производит бензины Innovative E-95) Андрей Чередников.
Иного мнения придерживаются ученые.
«Теплотворная способность спирта на 40% меньше в сравнении с бензином, поэтому, чем больше спиртовая составляющая в топливе, тем меньше энергии выделяется при сгорании. По подсчетам ученых, при содержании биоэтанола в бензине на уровне 5% расход топлива увеличится на 2%. А при 40%-ном содержании этанольных компонентов расход вырастает в среднем на 20%», – рассказывает руководитель испытательной лаборатории, доцент Украинского государственного химико-технологического университета (г. Днепропетровск) Елена Шевченко.
Кроме того, журналисты газеты «Факты и комментарии» совместно с коллегами из интернет-издания Autovisio провели тест: проехали один и тот же путь длиной 200 км на обычном бензине А-95 и на альтернативном .
«На трассе разница (в расходе топлива, – «Капитал») составила около литра на сто километров, в городе – чуть выше. После всех подсчетов выяснилось, что в среднем на спирту машина потребляет примерно на 12% больше топлива», – пишут журналисты.
По словам химиков, все расчеты расхода топлива имеют оценочный характер и большую погрешность, потому как во Украине просто нет стенда для четкого определения такого параметра, как расход. Ближайшие стенды, известные своей дороговизной, в Польше и Беларуси.
На свой страх и риск
Следующий вопрос, о который ломают копья сторонники и противники «альтернативы», – безвредность топлива для двигателя. Биоэтанол, добавляемый в базовый бензин, – это обезвоженный спирт, который склонен к гигроскопичности. Другими словами, спирт вытягивается воду из воздуха и аккумулирует ее. Попадание воды в двигатель – гарантия проблем для автолюбителя. И если экономия – дело индивидуальное, то угроза угодить на СТО для дорогостоящего ремонта отпугивает очень многих людей.
Казалось бы, вся Европа ездит смесевых бензинах с содержанием этанола от 30 до 85%, почему же этого нельзя делать в Украине?
«Все наши сотрудники ездят на топливе Gepard, и никаких проблем с двигателем или другими системами автомобилей замечено не было», – отмечает представитель донецкого ООО «Биохим Групп».
Ездить можно, говорят химики, но, как говорится, есть нюансы.
«По моему мнению, инжекторные автомобили в Украине могут свободно ездить на топливе, доля возобновляемых источников энергии в котором достигает даже 50%. Другой вопрос, что у нас нет культуры хранения и транспортировки такого топлива, и риск попадания воды или сторонних примесей очень велик. А это может иметь самые серьезные последствия для двигателя», – рассказывает заведующий лабораторией процессов нефтепереработки ГП «Украинский научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей промышленности «МАСМА» Богдан Кочирко.
Стоит также отметить, что ТУ на альтернативные бензины в Украине достаточно лояльные и не регулируют ряд показателей, значительно влияющих на динамику мотора и расход топлива. Например, при производстве можно использовать в качестве базового топлива прямогонный бензин, что верно, а можно газовый стабильный, который легче и не так подходит для смешения с биоэтанолом. Оба продукта пройдут под ТУ, однако поведение автомобиля на каждом из них будет значительно отличаться.
Впрочем, даже принимая идеальные условия использования, заправлять альтернативными бензинами можно далеко не все автомобили.
«Проведенные ГП «ГосавтотрансНИИпроект» испытания показали, что топлива с содержанием не более 7% биоэтанола подходят лишь для 34,4% украинского автопарка. Так, все европейские марки автомобилей, выпущенные до 2008 г., а также корейские автомобили не могут ездить на спиртосодержащем топливе. А вот американские машины хорошо переваривают такой бензин», – говорит заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
Он приводит в пример Германию, где ученые подсчитали, что для 9,3% автопарка переход на Е10 (10%-ное содержание биоэтанола) по техническим причинам неприемлем, поэтому правительство не будет настаивать на повсеместном внедрении Е10, пока количество неприспособленных к его использованию автомобилей не сократится до 2% автопарка, а это около миллиона единиц.
«К недостаткам спиртов можно отнести агрессивное воздействие на металлы, резиновые и некоторые пластмассовые детали. Исследования показали, что при использовании в топливах этанола в количестве 5%, его недостатки несущественны. При содержании этанола до 5% не требуется модернизация двигателя, и затруднений в эксплуатации автомобилей не возникнет» – рассказывает Е. Шевченко.
Показательный случай случился недавно в одной из частных лабораторий. Во время сертификационных испытаний альтернативного бензина там вышел из строя динамический стенд.
Экология – наше все
Экологический фактор – главный мотив всего прогрессивного мира, движущегося к «озеленению» моторного топлива.
«При потреблении спиртовых бензинов выбросы углекислого газа существенно сокращаются. Причем разница с традиционными нефтяными топливами достигает 200-300%», – приводит довод А. Чередников.
Оппоненты указывают на другие эффекты от сгорания «альтернативы».
«При сгорании топлив с 10%-ным содержанием биоэтанола их влияние на окружающую среду фактически ничем не отличается от традиционных. При большей же концентрации спиртовых добавок в атмосферу попадает большее количество альдегидов, которые имеют токсические свойства. Но это не главное. Главное то, что некоторые компании при производстве альтернативных топлив используют метанол, который является крайне ядовитым веществом», – отметила Е. Шевченко.
Как упоминалось выше, техусловия на альтернативные топлива очень лояльные, а система государственного контроля качества давно лежит на лопатках. В таких условиях работы, соблазн плеснуть дешевого метанола вместо его экологичного собрата крайне высок, что подтверждается проверками общественных организаций.
Рассмотрев альтернативное топливо в его основных аспектах, трудно однозначно дать совет владельцам автомобилей. С одной стороны, зеленое движение в Европе успешно перевело кучу автотранспорта на смесевые бензины, с другой – в украинских реалиях даже проверенные вещи часто не работают.
Михаил Калюкин, газета «Капитал», 17 июня 2013 г.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти