Спецоперация под кодовым названием «Контроль качества топлива на таможне» стала, безусловно, центральным событием июня. Характер подачи информации, ее распространения и задействованные в этой истории персонажи не оставляют сомнений – идет подготовка общественного мнения к скандалу. Как показывает недавний опрос на сайте OilNews, рынок трактует ситуацию однозначно – под предлогом проверки качества начнутся задержки грузов на таможне.
Ажиотажа позволила бы избежать внятная и искренняя позиция Миндоходов, которому нынче подчиняется таможенная служба. Но сделанные представителями ведомства заявления, призванные успокоить общественность, лишь усилили опасения – в этих словах было все, кроме того, что хотелось бы услышать. Есть мнение, что проблемы на границе начнутся в июле, когда столичный политический истеблишмент отчалит на юга. Мы же пока подведем промежуточный итог словесных баталий, которые вскрыли массу интересного и которые обязательно вспомним, когда все начнется.
Одним из элементов убеждения общественности в срочной необходимости проверок топлива на таможне должен был стать круглый стол с риторической темой «Когда евротопливо действительно станет европейского стандарта?», который состоялся 17 июня 2013 года в агентстве «Украинские новости». Изначальное формирование спикеров не оставляло сомнений в определении целей мероприятия. Помимо экспертов, накануне высказавшихся о случаях завоза бензина А-92 под видом А-95, о разбавлении бензина водой и о декларировании на таможне 20 т топлива в полной цистерне, был заявлен также Максим Головин, президент Киевского клуба автомобилистов, который в те дни праздновал свой трехнедельный юбилей со дня основания. Правда, ярый борец с бодягой на мероприятие, которое должно было стать апогеем трехнедельной PR-бомбардировки, почему-то не явился. Выдал тенденциозность «стола» и инцидент, произошедший в ходе его подготовки: к дискуссии о качестве организаторы не допустили главу «БНК-Украина» Виталия Калугина и замдиректора Мозырского НПЗ Виталия Павлова, который специально прибыл в Киев после зачастивших сообщений о поставке из Беларуси топливных неликвидов. «Сябрам» сообщили, что для них нет мест, хотя по визуальным оценкам за «круглым столом» их было не менее дюжины. В противовес преобладающим силам противника выступили Леонид Косянчук, президент «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины», и Артем Куюн из «Консалтинговой группы А-95».
Отдельного внимания заслуживают чиновники, согласившиеся посетить мероприятие. Надо сказать, что чиновничий состав часто способен сказать о многом. Например, центральным персонажем стал Александр Дороховский, директор Департамента таможенных дел Миндоходов, а до образования этого ведомства – глава Таможенной службы Украины. Правда, в итоге он уступил лидерство своему заму Степану Дериволкову, который нынче руководит таможней в ранге замминистра по доходам и сборам. Как бы там ни было – это второе лицо в службе, а такие лица, уж поверьте, просто так на публику не выходят…
Что б да, так нет…
Для приличия немного поговорив о проблемах украинской нефтепереработки, модератор перешел к обсуждению главного вопроса повести дня – контролю на таможне. Здесь все внимание было приковано к г-ну Дороховскому. Надо признать, что роль ему выпала незавидная. Дело в том, что к тому моменту свои же пиарщики, выполняющие задачу по доведению до населения и рынка информации о неизбежности усиления проверок на таможне, по факту слепили картину, в которой Гостаможслужба выступает эдакой заурядной лавкой, которую все имеют как хотят. Усилиями медиа-специалистов в эфир снова был вызван дух контрабанды, они же сделали так, что таможенники теперь выглядят абсолютными наивными прохвостами. Хотя любой, кто имеет дело с импортом, знает, что это отнюдь не так.
«На счету каждая гривна, вопросов возникает по товарам очень много», – говорят таможенные брокеры. (На самом деле постоянно растущие планы по таможенным сборам, спускаемые правительством, всегда были достаточным стимулом для исполнения своих обязанностей таможенниками).
С первых же слов Дороховского ощущался дискомфорт по поводу заключения Минюста, заявившего, что Миндоходов не имеет права проводить контроль топлива ни на границе, ни в розничной сети. Фактически это выбило почву из-под ног Миндоходов, которому пришлось срочно оправдываться, что ни о каком выходе за рамки своих полномочий речь не идет. Именно с этого и начал свое выступление г-н Дороховский, заявив, что таможня намерена продолжать проверять соответствие таможенных кодов товара с целью полной уплаты налогов и не более того. Сразу вопрос: а разве сегодня этого не происходит? Проверяют, еще и как, и г-н Дороховский знает об этом как никто другой. В этом году сборы «топливного» акциза у мытарей рухнули почти на 40%, и поэтому все, что попадает в поле зрения таможни, досматривается и сличается с удвоенной бдительностью.
На вопрос, что же предусматривает усиление контроля качества, раз речь идет только и сличении кодов, Александр Николаевич внятного ответа не дал.
«Надо это делать (проверять соответствие кодам, – OilNews) в большем количестве – мы будем это делать в большем количестве, – пообещал Дороховский. – Если это Мозырский НПЗ, прямая поставка, то, по всей видимости, он не будет попадать в категорию тех, которых необходимо проверить. Но если это идет через оффшор, через третьи лица, то не столько товар, сколько саму внешнеэкономическую операцию нужно проверять всеми имеющимися способами и методами».
Все хорошо, но причем тут качество? Кроме того, абсолютно очевидно, что слукавил г-н Дороховский и по поводу проверок «внешнеэкономической» операции. Судя по всему, речь о таможенной стоимости, здесь таможенники без дополнительных поручений впиваются в импортеров как бультерьеры. Но есть отработанные годами механизмы определения таможенной стоимости, в том числе с применением котировок Platts. Опять же, какое это отношение имеет к полноте уплаты акциза, который унифицирован для всех марок бензина? Видимо, понимая слабость позиции, чиновник попробовал подчеркнуть необходимость проверок на примере разной пошлины на бензины в зависимости от содержания кислородосодержащих присадок.
Иными словами, нужно следить, чтобы бензин А-98 не провозили под видом А-95. Оставим этот тезис без комментариев.
Как водится в данном случае, глава департамента Миндоходов любезно выразил полную готовность к диалогу с нефтетрейдерами в случае возникновения любых вопросов.
«Если необходимо еще больше раскрыть этот механизм контроля – пожалуйста, давайте будем собираться, обсуждать и говорить, – сказал Дороховский. – Не выдерживаются сроки – давайте обсуждать».
Одним словом, ждали от Александра Николаевича другого.
«Разговоры о задержках лишены оснований, так как у нас есть механизм временных таможенных деклараций, который позволяет выпускать товар в свободное обращение во избежание простоев с последующими взаиморасчетами и налогами», – этих слов от профессионала-таможенника так никто и не услышал. Тем самым были подтверждены наихудшие опасения.
Более четкой и понятной была позиция главы Ассоциации нефтетрейдеров Леонида Косянчука: «Контроль качества топлива на границе – это все равно, что контроль качества хлебобулочных изделий на колхозном поле. От поля до стола – очень длинная дорога».
По его словам, все источники некондиционного топлива находятся внутри страны.
«Все импортное топливо, которое заходит в Украину, соответствует высоким стандартам качества», – настаивал Л. Косянчук.
В свою очередь Артем Куюн из «Консалтинговой группы А-95» привел данные, согласно которым за 5 месяцев 2013 г. из всех импортных бензинов на страны, где еще действуют требования Евро-3 и ниже, пришлось менее 1% объемов. Однако, по большому счету, и это не аргумент: если хождение топлива Евро-2 или Евро-3 разрешено в нашей стране – никто не может запретить его ввоз.
На этой позитивной ноте круглый стол завершился, оставив в воздухе острый запах недосказанности. По крайней мере, от наихудших ожиданий избавиться не удалось.
Полную видеозапись мероприятия можно просмотреть
здесь.
Проверяй, не проверяй…
Отказ организаторов круглого стола пустить на мероприятие представителей белорусской нефтяной отрасли отчасти предопределил проведение белорусами автономной пресс-конференции два дня спустя. Правда, безусловный интерес отраслевой прессы к общению с крупнейшим участником рынка не разделили журналисты общего профиля. Как показало общение, многих отпугнула безрезультатность предыдущего круглого стола, да заявленная белорусами тема опыта Беларуси в области качества выглядела интересной лишь для гурманов.
Опыт г-на Калугина в нынешней ситуации особенно ценен, так как предыдущим местом его работы была сюрвейерская компания «Бюро Веритас».Впервые перед прессой предстал новый руководитель «БНК-Украина» Виталий Калугин. Дебютное публичное выступление получилось весьма объемным: помимо роли модератора Виталий Юрьевич взял на себя основную часть хронометража выступлений. Ему «ассистировали» Виталий Павлов, Леонид Косячук, глава представительства «Орлен Летува» в Украине Игорь Майстренко и руководитель НТЦ «Психея» Сергей Сапегин.
«Сюрвейер на выходе проверяет соответствие и по количеству, и по качеству всех товарных партий, которые поступают на экспорт. Это значит, что то, что входит в Украину, уже также имеет удостоверение от независимой международной сюрвейерной компании, признанной в 176 странах мира», – подчеркнул руководитель «БНК-Украина».
Г-на Павлов был традиционно лаконичен и точен в высказываниях. Он акцентировал внимание на инвестпрограмме завода, которая «затянула» на $900 млн, и трехлетних планах вложить не меньше.
«По сути, завод не может выпускать сегодня некачественную продукцию в силу своей технологической комплектации», – старался донести абсурдность разговоров об отклонениях в качестве белорусского бензина гость из Мозыря.
Впрочем, по его словам, контроль качества, как бы то ни было, осуществляется на всех этапах производства: от входа нефти до погрузки товарных партий.
Игорь Майстренко также привел интересный пример.
«Наша заводская лаборатория на Мажейкяйском НПЗ обслуживает не только завод, она аккредитована для исследования топлива НАТО, и для ряда стран Европы, в которых нет такого оборудования», – рассказал многолетний лидер литовской компании в Украине. По его словам, один только прибор для определения октанового числа бензина стоит более €250 тыс.
Довелось белорусам прочувствовать особенность момента. Засланные на пресс-конференцию провокаторы из Киевского клуба автомобилистов обвинили Мозырский НПЗ в поставке некачественного бензина, ссылаясь на якобы проведенные испытания «белорусского» бензина на АЗС «Талисман» в Киеве.
«Можно только предполагать, что случилось на этой АЗС», – постарался ответить автомобилистам-испытателям В. Павлов.
* * *
В начале июля в прессе начался новый этап истерии по необходимости проверок качества нефтепродуктов на границе. Очевидно, что идеологи данной работы считают, что еще недостаточно «прогрели» рынок для начала проверок. Зачем они нужны и зачем нужен неизбежный хаос в напряженный для рынка сезонный период, пока точно неизвестно. Версий есть несколько, и, очевидно, ситуация полностью вскоре прояснится.
Леонид Шпаковский
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти