В начало
Российско-саудовская нефтяная война глазами главы «Роснефти»

Российско-саудовская нефтяная война глазами главы «Роснефти»

Стремясь вытеснить с мирового рынка производителей трудноизвлекаемой нефти и увеличить свою долю, Саудовская Аравия навязала ОПЕК тактику перепроизводства «черного золота» с целью снижения цен до уровня, делающего невыгодной добычу сланцевой нефти в США, шельфовой на Северном Море и канадской нефти из битуминозных песков.

В то же время после введения международных санкций Россия нарастила экспорт нефти на китайский рынок, который Эр-Рияд считает своей вотчиной. Как сообщал OilNews, по итогам сентября РФ вышла на первое место по поставкам нефти в КНР. Судя по тому, что китайская Petrochina адаптирует оборудование одного из своих НПЗ под российскую нефть, Россия стала важнейшим поставщиком Китая всерьез и надолго.

В ответ Саудовская Аравия увеличила поставки нефти в Западную Европу и начала поставки в Восточную – в октябре Польша получила первую танкерную партию саудовской нефти через порт Гданьск. В четверг, 5 ноября, стало известно о том, что тестовые закупки саудовского «черного золота» начала компания Preem (Швеция), ранее закупавшая на российскую нефть Urals. По их итогам будет решено: стоит ли менять поставщиков (по соображениям логистики Швеция также закупает «черное золото» у Норвегии)?

Кроме того, в четверг стало известно, что Саудовская Аравия предоставит в декабре крупные скидки на нефть для своих европейских клиентов. Цена на нефть Extra Light была снижена для них на $1 за баррель, нефть Light подешевела на $1,30 за баррель, нефть Mediun – на $1,35 за баррель, а нефть Heavy – на $1,25 за баррель.

Таким образом, можно говорить о начале российско-саудовской ценовой войны на мировом рынке нефти.

Чем Москва может ответить Эр-Рияду? Сделать первые выводы об этом можно из речи главы «Роснефти» Игоря Сечина, которую он произнес в Токио на международной конференции по энергетическому сотрудничеству между Россией и Японией. Конспект выступления опубликован сайтом Neftegaz.ru.

По словам Сечина, стратегия  саудитов нарастить добычу нефти в условиях низких цен для увеличения доли рынка не приносит значимых выигрышей. Низкие цены на нефть вынуждают расходовать средства суверенных фондов страны, и прибегать к помощи иностранных инвесторов и кредиторов.

Так, эксперты в МВФ пришли к выводу, что экономика Саудовской Аравии протянет только 5 лет на нынешних нефтяных котировках. Посчитали просто – при цене нефти в $50 за баррель бюджет королевства, который не скатывается в дефицит только при $106 за баррель, дольше просто не протянет. Кроме того, как сообщал OilNews, агентство Standard & Poor’s понизило долгосрочные кредитные рейтинги Саудовской Аравии в иностранной и национальной валютах до уровня «А+» с уровня «АА-».

Кризис в Саудовской Аравии ощущается уже явно, и не только международным аналитикам. Во вторник, 3 ноября 2015 г., министр финансов Саудовской Аравии И. аль-Ассаф рассказал  о том, что бюджетные расходы будут снижены. В том числе в сфере образования, здравоохранения и в инфраструктурных проектах. К числу таких проектов можно смело отнести и новую верфь.

В понедельник 2 ноября 2015 г. в национальной судоходной компании Саудовской Аравии Bahri сообщили, что на неопределенное время приостановлен проект по строительству корабельной верфи мирового класса.  Эксперты предполагают, что проблемы с реализацией проекта возникли из-за нехватки средств в связи с низкими ценами на нефть. Между тем, строительство судостроительной верфи в Саудовской Аравии считалось мегапроектом. Соотвествувующий проект по подготовке ТЭО такого проекта колмпании Bahri, Sembcorp Marine и Saudi Aramco подписали в августе 2013 г. Верфь предполагалось построить недалеко от г Рас-эль-Хайра (Ras al-Khair).

Предполагалось предоставлять инжиниринговые, производственные и ремонтные услуги в нефтяной и газовой отрасли промышленности, в первую очередь, для морских буровых платформ, коммерческих и вспомогательных судов.

В то же время стоит подчеркнуть, что Саудовская Аравия пока ничего не говорила о замораживании сделки с корейской компанией Hyundai Samho Heavy Industries по строительству десяти супертанкеров для компании Bahri.

Кроме того, Саудовская Аравия предпринимает все попытки залатать уже намечающиеся дыры в бюджете страны. Так, во вторник, 3 ноября 2015 г. стало известно, что в государстве власти в 2 раза повышают цены на воду для населения. Надо думать, что не от хорошей жизни.

Впрочем, по мнению Сечина, вина в том, что мировой рынок нефти лихорадит, лежит не только на Саудовской Аравии. К примеру, страны ОПЕК терпят огромные финансовые убытки, но по-прежнему отказываются от роли регулятора, и не желают снижать объем добычи нефти. По мнению министра нефти Кувейта А. аль-Омайра, сокращение добычи нефти должно произойти только совместно со странами, не входящими в ОПЕК. И страны, не входящие в ОПЕК, должны присоединиться к любому сокращению добычи.

Сокращение добычи нефти просто необходимо для восстановления баланса на международном рынке. Однако сам картель так не считает, и публикует доклад, согласно которому мировые цены на нефть на протяжении 5 лет не поднимутся с низкого уровня (на самом деле доклад не опубликован – в секретариате ОПЕК произошла утечка, в результате которой с секретным докладом ознакомились журналисты Reuters, – ON). До 2020 г. цены на нефть будут расти в среднем на $5 за баррель в год. Это грозит почти разорением многим странам нефтяного картеля.

Отказываться от сохранения нынешней политики в ОПЕК не собираются и продолжат добывать на том же уровне, что и сейчас. Добыча в странах ОПЕК вырастет с 30 млн баррелей в сутки в 2015 г. до 40,7 млн баррелей в сутки к 2040 г.

Сечин так же отметил, что импорт нефти США с Ближнего Востока за последнее десятилетие существенно сократился: с уровня 125 млн т в 2005 г до 82 млн т к концу 2015 г.

В то же время, несмотря на все текущие проблемы региона, добыча стран Ближнего Востока за этот же период выросла на 114 млн т.

Как видно, Ближний восток активно начинает завоевывать новые рынки. В качестве примера глава «Роснефти» привел Польшу и Венгрию (о закупках саудовской нефти Швецией стало известно после доклада Сечина – ON).

В начале октября 2015 г стало известно, что Саудовская Аравия начала прямые поставки сырой нефти в Польшу через морской порт Гданьска. Уже известно, что в октябре 2015 г. польская компания Lotos получила от саудитов первую партию нефти объемом 100 тыс. т и ведет переговоры о дальнейшем сотрудничестве. При этом саудовская компания Saudi Aramco, по словам главы «Роснефти», откровенно демпингует.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти