Тезис о трех главных составляющих успеха в нефтяной отрасли – логистика, логистика и еще раз логистика – продолжает толкать участников топливного рынка к поиску новых маршрутов поставок. На сломе 2010 и 2011 гг. в Киев из белорусского Мозыря пришла небольшая партия дизельного топлива. Казалось бы, обычное дело, в столицу из соседней республики ежегодно приходят десятки тысяч тонн бензина и ДТ. Но есть нюанс: для поставки был использован речной путь – по Днепру.
Впервые об этом проекте стало известно в конце декабря, как бы между прочим об экзотической отгрузке по реке рассказали специалисты Мозырского НПЗ. Однако на том, что груз идет в Украину, а точнее в Киев, акцентировано не было.
Как рассказали в компании «БНК-Украина», производившей надзор за операцией, первой проблемой на пути дебютной партии стала Припять, а точнее низкий уровень воды в ней в зимний период. Это заставило нагрузить в Мозыре три баржи. Наряду с флагманским судном «Мозырь-1» были загружены две несамоходные баржи, топливо с которых по достижении нормальных глубин было перегружено на «Мозырь».
Миновав шлюз в Вышгороде, судно стало у причала одного из предприятий Киева. Покупателем первой «речной» партии выступил оператор сети АЗС WOG компания «Континиум», обеспечив оперативное таможенное оформление топлива и сертификацию (компания имеет обширный опыт по перевалке топлива на запорожском комбинате «Звезда»).
«Трудно говорить об экономической эффективности при поставке столь небольшой партии, но при условии полной загрузки судна на уровне около 3 тыс. т стоимость транспортировки была бы вдвое дешевле, чем по железной дороге», – считают в «БНК-Украина».
Основной же проблемой является отсутствие надлежащей береговой инфраструктуры: «Готовые для обработки нефтегрузов речные терминалы есть только на юге Украины, в Херсоне, Николаеве и Запорожье, вся остальные перевалки демонтированы, большие партии топлива разгружать будет сложно».
Здесь можно вспомнить судьбу крупного топливного терминала в Днепропетровске, который уже много лет как перепрофилирован под обработку иной категории грузов.
В свою очередь один из топ-менеджеров по снабжению нефтепродуктами «Континиума» Тарас Панасюк считает, что перспективы речной навигации для поставок топлива главным образом ограничены возможностями украинских шлюзов.
«Есть немного судов с нормальным дедвейтом, которые способны пройти через днепровские шлюзы. В частности пройти Каховский шлюз многие капитаны считают высшим пилотажем», – рассказывает он, вспоминая, что однажды на одном из судов пришлось в срочном порядке «ампутировать» выступающие элементы, которые не позволяли судну зайти в шлюз. Тем не менее, WOG уже несколько лет является оператором поставок нефтепродуктов в Запорожье и «при определенных условиях» считает эту схему поставок весьма конкурентоспособной. Притом, что основная часть поставок приходится на дизельное топливо из Туркменистана, преодолевающие на пути в Украину Каспий, Волгу, Дон, Азовское и Черное море!
Что касается дальнейших перспектив топливных поставок по Днепру, то они представляются весьма туманными как в силу указанных технических причин, так и высоких инвестиционных рисков. На развитие береговой инфраструктуры и дноуглубительные работы необходимы серьезные средства. А самое главное – условия. Как показал пример спецрасследования против импорта нефтепродуктов в прошлом году, бизнес целого ряда компаний из Европы и СНГ мог запросто закончиться.
С другой стороны, навигация малотоннажных танкеров по рекам является абсолютно обыденной практикой в мире и в Европе, в частности. Похоже, что все преимущества природных магистралей Украины больше ценят за ее пределами. Описанный проект поставки топлива в Киев стал дебютом еще в одном деле. В 2010 г. Беларусь и Турция начали активное сближение с целью построения межгосударственных бизнес-проектов в нескольких отраслях. Одно из направлений – создание транспортной компании. Центральной частью проекта должно стать строительство на реке Припять в Нижних Жарах многофункционального терминала по перевалке сыпучих и зерновых грузов, который в перспективе планируется укомплектовать и нефтеналивными мощностями. Предусматривается, что в рамках проекта Беларусь инвестирует 60 млрд белорусских рублей и внесет в уставный фонд СП Речицкий судостроительный завод. В свою очередь турки должны обеспечить создание флота из 10-12 барж. Первой из них стало судно «Мозырь-1», которое и совершило декабрьскую «вылазку» на Киев.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти