Законопроект о плавающих ставках акцизного сбора на нефтепродукты, который минувшей весной был преподнесен общественности как панацея от ценовых потрясений, наступившим летом сыграл с разработчиками сего документа злую шутку. Уверенное снижение цен на нефть предопределило аналогичное движение на заправочных станциях. Однако в июне этот процесс натолкнулся на неожиданное препятствие – на упомянутый закон, который резко повысил ставки налогов на бензин.
Минэнергоугля, разработчик документа, не нашло ничего лучше, как попытаться переложить вину на своих коллег из Министерства инфраструктуры, а также с новой силой затянуть старую песню о несовершенстве устройства рынка.
Идея с плавающей ставкой акциза поначалу всем понравилась своей инновационностью не меньше, чем налог на богатство. Звучало неплохо: нефть дорожает свыше $125/барр. – акциз снижается, защищая потребителя от происков биржевых спекулянтов. Правда, предусмотрели и повышение налогов при ценах ниже $105/барр.
Неизвестно, как там будет в случае взлета цен выше $125/барр., а вот падения цен на нефть мир наконец-то дождался. По итогам первой декады июня, средняя котировка марки Brent составила $99,24/барр. В соответствии с законом, на вторую декаду июня акциз на бензины вырос на 17,7% – до €233/т, на дизельное топливо – на 17,4%, до €54/т. В розничных ценах это составляет 35 и 8 коп./л для бензина и дизельного топлива соответственно. Так, если на июнь наблюдатели ожидали цены на бензин А-95 около 10,50-10,60 грн/л, то откорректированный прогноз логично передвинулся на 10,80-10,95 грн/л (средняя по стране цена на А-95 в первой декаде июня составляла 11,15 грн/л).
«Когда резко начался рост нефти, то мы предложили идею плавающего акцизного сбора. Сейчас мы уже думаем, не приведет ли сегодняшняя ситуация к очень серьезному росту акциза, а соответственно – и к нестабильности на рынке нефтепродуктов. Но мы пока думаем, что ситуацию удержим», – был вынужден заявить Николай Азаров.
Судя по дальнейшему развитию событий, «без протокола» премьер сказал профильному министру что-то менее корректное. В частности, замдиректора департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнергоугля Константин Бородин заявил «Коммерсанту», что, оказывается, в росте акцизов виновато… Министерство инфраструктуры Украины.
«Акцизный сбор идет на поддержание автомобильных дорог в должном состоянии. В прошлом году размер акцизного сбора был снижен в связи с ростом цен на нефтепродукты. В результате необходимых для министерства компенсаторов не нашлось, и работы по строительству дорог не были профинансированы в полном объеме», – сказал представитель Минэнергоугля. В этом же материале уже со ссылкой на неназванный источник в энергетическом министерстве говорится, что профильное министерство было против повышения акцизного сбора, «однако Мининфраструктуры настояло на ее повышении».
Действительно, министр инфраструктуры Борис Колесников несколько раз выступал за повышение акциза на нефтепродукты. Но, во-первых, в последний раз это было в прошлом году; во-вторых, касалось преимущественно дизельного топлива; в-третьих, рост налогов предлагался более радикальный – почти вдвое. Однако поддержки это предложение не нашло. Поэтому причем Колесников к «плавающему» ноу-хау Минэнергоугля, непонятно. В то же время абсолютно понятно, что ведомство Бойко хочет откреститься от своего странного изобретения. К слову, о негативных последствиях данного законопроекта Минэнергоугля предупреждали и участники рынка, и эксперты, однако там решили обойтись своими силами.
Неожиданный альянс
Поскольку настаивать на существенном снижении цен на фоне ощутимого повышения налогов нелепо, Минэнергоугля решило реанимировать старую тему о засилье импорта на топливном рынке. Если вы еще не в курсе, то именно из-за этого все наши беды.
«Импорт, который у нас есть, он превысил критический предел, и мы работаем над вопросом запуска нефтеперерабатывающих заводов…», – заявил Ю. Бойко 13 июня.
Следуя этой логике, именно из-за импорта цены на топливо у нас высокие, хотя, похоже, здесь министр немного перепутал данную проблематику с более близкой ему газовой. Ведь сложно понять, как обеспокоенность «критическим уровнем импорта нефтепродуктов» согласуется с давней убежденностью министра и его подчиненных в том, что зарубежные конкуренты наших НПЗ демпингуют, загоняя отрасль в могилу? Получается, что импорт все же дешевый, о чем, собственно, открыто говорят и владельцы НПЗ. Думаю, Юрий Анатольевич был бы только рад демпингу России в ценах на природный газ. Однако там дела обстоят иначе, что, казалось бы, должно было хорошенько нас чему-либо научить.
Тем не менее, по имеющимся данным, энергетическое министерство уже направило в Минэкономразвития материалы с планом спасения нефтеперерабатывающей отрасли. Ключевым пунктом этого плана является освобождение от НДС 10 млн т импортной (надо понимать, преимущественно российской) нефти в год и введение пошлин и квот на импорт нефтепродуктов. Перспективы НПЗ в случае реализации этого плана самые радужные, правда, ничего не говорится о том, что ждет потребителей топлива, которым предстоит оплатить этот банкет для нефтяных компаний и чиновников.
Характерно, что у Бойко появился неожиданный союзник – Петр Порошенко. Тот заявил, что «собирает аргументы» для введения пошлин на нефтепродукты. Он объяснил свой интерес к теме весьма размыто: «Почему бы и нам сегодня не брать из диверсифицированных источников нефть, которую можно закупить дешевле, защитить внутренний рынок пошлинами, и таким образом загрузить НПЗ». О каких источниках рассказали Петру Алексеевичу в Минэнергоугля, непонятно. Кроме российских и азербайджанских поставок, пока ничего нет и не предвидится, а назвать их дешевыми язык не поворачивается. В то же время импорт топлива идет в Украину с более чем десяти направлений, цены определяются рынком, а не ограниченным числом владельцев нефти. Из указанных 10 млн т под подавляющим объемом подразумеваются поставки нефти из России. Шагом марш на «газовые» грабли?
Что касается позиции министра экономики, то ее рекомендуют рассматривать сквозь призму неприятного для него процесса ввода пошлин на импортные автомобили, что пресса воспринимает не иначе как преследование своих интересов как одного из крупнейших сборщиков автомобилей в Украине. Инициированный Минэнергоугля процесс может быть очень кстати, так как участие в нем может показать, что г-ну Порошенко близки интересы не только «своей» отрасли, но и других отечественных производителей. Если Порошенко преуспеет на ниве пошлин на нефтепродукты, то имеет все шансы запомниться украинцам как министр, обеспечивший прекрасное сочетание – дорогие и не очень качественные автомобили, которые на АЗС будет ждать такая же достойная цена на топливо при таком же неизменном качестве. А в том, что именно его потом обвинят в этом «неподобстві», можно не сомневаться. Поднял же акцизы в июне Колесников…
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти