Экономический кризис больно ударил по топливному ритейлу, заставив затянуть пояса. Одним из первых «оптимизированных» направлений стали мойки, чем серьезно огорчили производителей и поставщиков моечного оборудования. Если раньше они уверенно прогнозировали увеличение спроса, например, на автоматизированные комплексы, то в 2009 г. стало понятно, что этот сегмент умер. Скорее мертв, чем жив, он и сегодня.
Причина очевидна: цена оборудования осталась по-прежнему высокой, а услуги мойки настолько не подорожали, соответственно, срок окупаемости исчез за горизонтом. Поэтому в последнее время продавцы автомоек и их клиенты из числа владельцев АЗС возвращаются к тому, с чего начиналось развитие этого рынка – к ручным мойкам. Очень кстати здесь появился новый акцент – самообслуживание. В условиях, когда потребитель ищет подешевле, это может быть выходом из ситуации.
Уйти от человека
Как показывает проведенный опрос, основная борьба на сегодня развернулась между концепциями традиционной ручной мойки с помощью специального персонала и новым веянием современности – автоматической мойкой, когда клиент сам моет свою машину.
Выбор того или иного варианта зависит от нескольких факторов, среди которых ритейлеры выделяют в общем-то все те же пункты, что и при строительстве АЗС: трафик, конкурентную среду, расположение и площадь самой заправки. В рассматриваемом случае стоимость обоих вариантов данного бизнеса примерно одинаковая.
Основные характеристики конфигураций моек в составе АЗС
Кол-во автомобилей в сутки
|
Эффективная модель автомойки
|
Цена нового комплекса, €
|
до 30
|
ручная или мойка самообслуживания
|
от 4 до 15 тыс.
|
до 50
|
портальная мойка
|
от 40 тыс.
|
до 100
|
туннельная мойка
|
от 150 тыс.
|
более 150
|
автоматический моечный центр
|
от 400 тыс.
|
Как отмечают компании-поставщики, розничные операторы в последнее время намного чаще проектируют зоны самообслуживания на своих АЗС. Подобные комплексы уже давно пользуются огромной популярностью среди автомобилистов в Европе и особенно в Германии. Отсутствие персонала и высокая автоматизация работы на постах самообслуживания рождает цену, несоизмеримо меньшую, чем в случае с классической мойкой, стоимость услуг которой достигает €100. Мало того, в Европе мойки самообслуживания нередко сожительствуют в одном комплексе с порталами и туннелями. У нас же есть свои особенности, говорят профессионалы данного рынка. Соседство порталов и ручных моек с операторами вредит последним, так как мойщики зачастую «переманивают» клиентов, наговаривая на молчаливые «автоматы». Отсюда и главный секрет «классической» ручной мойки – обученный оператор, умеющий грамотно организовать процесс и максимальную загруженность комплекса.
В случае с самообслуживанием немного иначе. Оплата услуг производится при помощи жетонов, которые активируют микропроцессорную систему управления и учета.
«Оператор комплекса самостоятельно может устанавливать или изменять при необходимости время подачи воды, пены, сушки, работы пылесоса и прочих функций за один жетон», – рассказывает представитель компании «Дельта» (г. Одесса), поставляющей на украинский рынок моечное оборудование Otto Christ. Стоимость комплексов самообслуживания соизмерима с ручными мойками, но, по словам поставщиков оборудования, первые имеют ряд своих неоспоримых достоинств. В частности, автоматизированные мойки исключают случаи воровства обслуживающим персоналом и сокращают затраты на его содержание. Из плюсов подобных комплексов также выделяют отсутствие необходимости в специалистах, управляющих процессом.
|
Недорогие мойки самообслуживания как нельзя лучше отвечают требованиям времени
|
Чистая перспектива
В Украине ручные мойки самообслуживания еще редкость, хотя те единичные проекты, которые уже функционируют в отдельных регионах, успели неплохо себя показать. Высокую эффективность комплексов самообслуживания отмечают в премиальной харьковской сети «Овис» (6 АЗК). Компания является одним из первопроходцев в данной сфере, так как предоставляет услугу по мойке самообслуживания еще с 2006 г.
«Мы очень довольны работой данного комплекса, – говорит учредитель компании Сергей Куцый. – Мы также рассматриваем возможность строительства подобных объектов и вне нашей сети».
По словам харьковчан, уже можно выделить три основные группы клиентов, выбирающих самостоятельную мойку машины. Наиболее многочисленная из них – водители такси, которые приловчились за один-два жетона вымыть всю машину от капота до багажника.
Вторая – «отец и сын», для которых мойка автомобиля по выходным уже превратилась в семейную традицию.
Третья группа – водители, лелеющие свои авто, или владельцы раритетных авто. В отличие от таксистов, они тратят куда больше времени на мытье автомобиля, и в итоге такая «помойка» может выйти дороже других видов мытья.
Недавно автоматический портал самообслуживания был открыт в сети АЗС «Параллель». Главным преимуществом подобного вида мойки в компании считают ее экономичность.
«Средний чек за мойку автомобиля составит 20-30 грн, что гораздо дешевле, чем на ручных или портальных мойках», – подчеркивает начальник PR-отдела Юлия Жаткина.
По ее словам, безусловным плюсом является возможность для автомобилиста самому выбирать нужные опции для мытья автомобиля и соответственно, контролировать время мойки.
По мнению поставщиков оборудования, переход с ручных на автоматические комплексы в Украине будет длиться еще достаточно долго. Так, относительно невысокие затраты на обслуживающий персонал в нашей стране на фоне высокой стоимости оборудования является главным фактором, тормозящим данный процесс. Однако, как показывает опыт первопроходцев, в перспективе мойки самообслуживания не имеют альтернативы.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти