Жесткие условия конкуренции на розничном рынке нефтепродуктов давно заставили его участников переходить от торговли топливом к предоставлению комплекса услуг на автозаправках. Мировой опыт показывает, что сопутствующий сервис – это тот инструмент, который оказывает активную поддержку розничной сети. В ряде европейских стран именно нетопливный сегмент на АЗС сохраняет рентабельность всего бизнеса, принося владельцу основную часть дохода.
Здесь нет границ для фантазии: магазины, рестораны, автомойки, прачечные, отели и спа-салоны – это лишь некоторые атрибуты современных заправочных комплексов. Украинские заправки уверенно движутся в западном направлении, прирастая набором дополнительных услуг, качество которых растет с каждым днем.
От заправки к комплексу
Заезжать на заправку стало намного полезней и куда комфортней. Даже с полным баком есть несколько поводов посетить современный автозаправочный комплекс, где базовая функция – пополнить топливный запас – уже лишь одна из множества услуг.
Мировой опыт использования площади заправки поражает интересными идеями: на АЗС в Германии открылся парикмахерский салон, в Швейцарии под заправочным комплексом размещается торговый центр с ресторанами…
Традиционными атрибутами современного комплекса в Украине пока стали магазин, фаст-фуд, автомойка и зона сервиса , где предложат пропылесосить автомобиль и покачать шины. Также нередко на АЗС размещается управляющий офис розничного оператора. Из более экзотических -– химчистка и прачечная для дальнобойщиков (АЗС SOCAR в Киеве и Львове соответственно), четырехзвездочный отель и офисный центр (АЗК «ОВИС», г. Харьков), салон автомобилей Maserati (АЗС «Нефтек», г. Днепропетровск) и др. Высший пилотаж – системы оплаты коммунальных платежей в премиальной сети Aero в Петербурге.
Набор услуг и сервисов каждой конкретной АЗС определяет, главным образом, ее месторасположение. Так, заправка вблизи супермаркета или торгового центра, скорее всего, должна иметь моечный комплекс, нежели магазин и ресторан. Также логично, чтобы трассовые комплексы включали в себя мини-маркет, фаст-фуд или ресторан быстрого обслуживания, а также мини-отель для дальнобойщиков. На городском комплексе не помешает автомоечный комплекс, желательно, автоматический.
Продвинутые украинские операторы продолжают активно развивать нетопливные направления, прощупывая наиболее перспективные из них.
Налетай, торопись!
Несмотря на то, что мини-маркеты появились на АЗС Украины достаточно давно, их развитие до сих пор остается практически на начальном уровне. Сегодня в Украине среднестатистический клиент современного АЗК с магазином при заправке 50 л оставляет в магазине от 15 до 30 грн. Украинцы не воспринимают торговые точки на АЗС как «близкий и удобный магазин» (в классическом понимании – convenience store). Не в пользу АЗС и украинские супермаркеты, в основном работающие в режиме 24/7 – в Европе это козырь заправок.
Впрочем, невысокая популярность заправочных магазинов объясняется не только отсутствием культуры покупок на АЗС как таковой. Организация торгового пространства на ограниченной площади – тонкое искусство, не многие владеют им. По оценкам экспертов, при правильной организации торговли, продажа сопутствующих товаров способна приносить 50-60% прибыли АЗС. Данный показатель для украинских магазинов кажется фантастическим и недосягаемым на данном этапе развития бизнеса. Отсюда и пока не реализованное желание операторов отказаться от управления торговым помещением, сдав его в аренду, в частности, сети супермаркетов.
Стоит отметить, что европейские розничные сети, в частности British Petroleum, повышенное внимание уделяют так называемым эксклюзивным товарам, приобрести которые можно только на данных АЗС. Эти товары, как правило, реализуются с максимально высокой наценкой.
В Украине еще в 2006 г. первым оператором, который показал, каким может быть магазин при АЗС, стала ТНК-ВР. И сегодня мини-маркеты сети могут похвастать одними из самых высоких показателей продаж. Другие операторы также перенимают европейский опыт и внедряют на своих комплексах отдельные бизнес-идеи. Например, в магазинах ТОВI, расположенных на АЗК ОККО, присутствуют эксклюзивные товары под собственными брендами – энергетики и итальянская выпечка, пользующиеся спросом у посетителей. Программы лояльности, разработанные для постоянных клиентов, также предусматривают различные акции для покупателей магазинов.
У кого длинней сосиска
Еще недавно предложение перекусить на заправке звучало неестественно, а полноценно пообедать – дико. Сегодня данным сервисом пользуется все больше и больше людей.
Тандем кофейного напитка и ход-дога/шаурмы/фирменной выпечки в его различных проявлениях остается, пожалуй, самым востребованным предложением на АЗС после магазина. Последние несколько лет можно было наблюдать гонку хот-догов среди сетей АЗС. Сочные описания, фантастические истории, неимоверные комбинации, заманчивые аукционные предложения… Как тут не купить хот-дог?!
Культура употребления кофе на АЗС только развивается, при этом операторы отмечают, что продается его все больше.
«Высокий сезон для кофе – с октября по март, за этот период клиенты употребляют приблизительно в три раза больше кофе, чем в весенне-летний период», – отмечает Надежда Кугук, менеджер по связям с общественностью компании «Террин» (сети А la minute, Pasta Mia, Hot cafe).
В ответ на потребности рынка растет ассортимент и качество напитков, розничные сети все чаще предлагают эксклюзивные кофейные бленды. В последнее время розничные операторы стимулируют совершение покупки кофе различными акциями и специальными предложениями, в которых чаще всего участвует и горячая сосиска.
Нужно отметить, что владельцы АЗС зачастую не скупятся на кофейные аппараты – действительно отличный кофе можно выпить в большинстве пристойных сетей. Располагает к употреблению кофе специально обустроенная зона, которая становится традиционной составляющей современного пристанционного кафе.
Полный пансион
Сегодня на АЗС можно не только неплохо перекусить свежими хот-догами или выпечкой, но и заказать полноценный завтрак, обед или ужин в уютном ресторане. В отличие от зон кафе внутри магазинов, ресторан – это отдельное помещение с поварами, официантами и прочими атрибутами. Пока что ресторанами на АЗК могут похвастать немногие операторы. Несомненным лидером по эксплуатации данных объектов является сеть АЗК ОККО, насчитывающая порядка 40 заведений А la minute и Pasta Mia. В общепитах можно отведать блюда итальянской и европейской кухни, заказать детское меню, также в заведениях сети регулярно проводят специальные тематические мероприятия, кулинарные фестивали и пр. В столичной сети АЗК «КЛО» работают ресторанчики с вкусным названием «Борщ», где можно вкусно и недорого отведать блюда украинской кухни. Развитие ресторанного бизнеса на автозаправках недавно начала третья по величине в стране сеть WOG. Так что вскоре заведений со вкусными предложениями в дороге прибавится.
Купание железного коня
Автомоечные комплексы – еще одно перспективное направление для современной городской АЗС. Мойка на заправке – не новая идея и, по мнению специалистов, нуждается в модернизации. Наилучшим вариантом для АЗК сегодня является автоматическая мойка. Вы проводите там всего несколько минут, к тому же понятие очереди практически отсутствует. Современные моечные порталы уже появляются на передовых АЗК, в частности, у операторов WOG и ОККО. Принципиальные отличия новых автомоек от автоматических предшественников – высокое качество мытья автомобиля и их стабильная загрузка.
Еще одним реальным трендом украинского рынка становятся мойки самообслуживания. Особенно высока популярность данных боксов на АЗК в восточном регионе страны. Активное строительство таких объектов сегодня ведут столичная сеть «КЛО» и донецкая «Параллель». Учитывая сравнительно невысокую стартовую стоимость проектов, рентабельность до 80%, а также растущий интерес к данному виду услуг, можно говорить, что этот сегмент бизнеса будет стремительно развиваться.
Наталия Литвинова, газета «Капитал», 17 июня 2013 г.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти