Возобновление работы 20 автозаправочных станций под брендом ANP на Сумщине отнюдь не означает завершение конфликта между группой «Приват» и местными органами власти. Налоговая не сняла своих претензий к ФПГ, а Сумская ОГА до сих пор не может похвастаться успехом в переговорах с «приватовскими» структурами. Тогда в результате чего 20 заправок возобновили работу?
Начнем с того, что в общей сложности заправочная сеть «Привата» в Сумской области насчитывает 53 станции, из которых 38 АЗС работают под брендом ANP, 15 заправок – под брендом «Авиас».
По количеству объектов в данном регионе ФПГ на голову опережает конкурентов, фактически являясь монополистом. Как и в других регионах, сумская сеть «Привата» зарегистрирована на несколько юридических лиц, среди которых до недавнего времени были «Линея-С», «Лорант» и «Эквила».
В разное время все три перечисленные фирмы имели проблемы с налоговыми органами. Так, в декабре 2009 г. сумская налоговая инспекция вменила директору «Эквилы» занижение налога на добавочную стоимость на 108,7 тыс. грн. В июне 2010 г. налоговая взялась за «Лорант»: директора этой компании обвинили в завышении валовых расходов за второе полугодие 2009 г. и завышение сумы налогового кредита за июнь того же года. Впрочем, в обоих случаях руководителям грозила лишь административная ответственность.
Для «Линеи-С» проверка налоговой обернулась более серьезными последствиями. Ревизоры установили, что на протяжении 2008-2009 гг. должностные лица фирмы «с целью уклонения от уплаты налогов подделали и использовали поддельные налоговые накладные и другие документы о покупке «Линея-С» горюче-смазочных материалов от ООО «Славия».
Согласно материалам дела, выдержками из которого располагает OilNews, «данные документы были незаконно использованы должностными лицами «Линея-С» в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности предприятия и противоправно учтены при составлении налоговых деклараций по НДС, в которые были внесены заведомо неправдивые ведомости относительно размера обязательств по расчетам с бюджетом, которые возникали у предприятия по уплате НДС».
Как стало известно OilNews, фактически «Линея-С» использовала классическую схему «налоговых ям». То есть, топливо поступало на заправки посредством целой цепочки фирм, в которой и «терялись» налоги.
В частности, установлено, что «Славия» получала топливо по нескольким каналам: через ООО «Вест Транс-сервис» от ООО «Корнелис» и «Гильдия Ойл»; через ООО «МЖК Конкрит» от ООО «Нефтяная торговая компания», ООО «Галнафта» и ООО «Дайлинг», через ООО «Агистель» от ООО «Днепрнефтепродукт», а также через ООО «Содалит» (кстати, «Содалит» и «Гильдия Ойл» были основными поставщиками нефти на «Укртатнафту» в 2008-2009 гг., выступая покупателями сырья на аукционах). «В данных цепочках, по нашим подозрениям, были фиктивные фирмы, на которые сбрасывались налоговые обязательства», – объяснила OilNews старшая уполномоченная штаба налоговой милиции ГНА в Сумской области Наталья Шаповал.
Эхо КБ
Налоговая имеет претензии к сумским фирмам и еще по одному поводу. Как отмечают в ведомстве, в указанных цепочках «низкокачественное топливо» (с которого, очевидно, платились налоги) разбавлялось присадками, и в итоге нефтепродукты продавались как «высококачественные» (по соответственной цене). По данным
OilNews, речь идет о пресловутых компонентах бензинов КБ-92 и КБ-95, которые с октября 2009 г. по июль 2010 г. с целью экономии на уплате налогов
производило подконтрольное «Привату» ПАО «Укртатнафта».
Используя описанные схемы, как отмечают в налоговой, «Линея-С» недоплатила в госбюджет 3,4 млн грн (впоследствии сумма ущерба государства была увеличена до 7,8 млн грн), что является «особо крупным размером». Данное обстоятельство стало основанием для возбуждения уголовного дела по факту уклонения уплаты от налогов.
Расследуя дело, по словам Н. Шаповал, налоговики установили: указанные схемы не являлись ноу-хау «Линеи-С». Их также успешно использовали и «родственные» структуры фирмы – «Эквила» и «Лорант». Как отметила представитель налоговой, руководители данных фирм также могут понести ответственность по результатам расследования, при этом «должностные лица фактически одни и те же».
На время, пока велось следствие, все три фирмы остановили реализацию нефтепродуктов с АЗС за наличные, часть заправок и вовсе не работала. Представители сетей заявляли, что не имеют возможности работать вследствие отсутствия документов и печатей. В то же время в налоговой утверждают, что АЗС не могли работать лишь на протяжении нескольких дней, пока не были решены «организационные моменты», а затем работе сетей ничего не препятствовало.
Об этом же свидетельствуют и в Сумской облгосадминистрации, которой в срочном порядке пришлось решать вопрос с обеспечением региона топливом.
«Ведь раньше выдвигались требования по возврату документов, печатей. Им все давно вернули. Они ответили, что на сегодняшний день проблем по возобновлению работы нет», – отмечал ранее в интервью заместитель председателя Сумской ОГА Виктор Чернявский.
В связи с этим в облгосадминистрации посчитали действия структур «Привата» давлением на следствие и предложили фактически на льготных условиях построить новые АЗС крупным известным сетям, чтобы те разрушили заправочный монополизм ФПГ. Тем не менее, «приватовские» менеджеры не восприняли такие угрозы всерьез.
«Никакого списка земельных участков для строительства новых АЗС у администрации нет», – считает директор «Эквилы» Сергей Глущевский.
С ним солидарны и участники рынка, которые «не на микрофон» называют заявления сумских властей о строительстве новых заправок в регионе фарсом.
«Никто не будет вкладывать в регион, где у «Привата» такие сильные позиции. Это сейчас его заправки стоят. Но ведь они могут в любой момент запуститься, и считай, что деньги выброшены на ветер», – отметил представитель одной из крупных сетей.
А в том, что «Привату» не безразличен простой более 50 АЗС, участники рынка не сомневаются. По оценкам трейдеров, с середины лета ФПГ недополучила из-за сумского конфликта 5-6 млн грн. Очевидно, именно этот факт заставил собственника сети запустить часть объектов, несмотря на то, что конфликт с налоговой далеко не исчерпал себя, а, наоборот, приобретает угрожающий характер для отдельных «приватовских» менеджеров.
Перезагрузка
Впрочем, можно говорить и о других мотивах. Во-первых, следствие по уголовному делу подходит к концу и уже в ближайшее время налоговая обещает предъявить обвинительное заключение, а, следственно, в простое АЗС уже нет смысла, одни лишь потери.
Во-вторых, сумская сеть фактически возобновила работу с «чистого листа». Как стало известно OilNews, перед запуском 20 заправок были перерегистрированы с «Эквилы» на новосозданную фирму. В Сумах утверждают, что теперь станциями управляет компания под названием «Эксила», хотя, по информации OilNews, отгрузки топлива с «Укртатнафты» производятся в адрес другого «клона» – «Экфилы». При этом в налоговой отмечают, что после перерегистрации сумская сеть «Привата» отказалась от использования схем оптимизации налогов и теперь работает по прямым договорам с поставщиками.
Впрочем, сумская история – лишь частный случай из работы «Привата». Можно утверждать, что по описанным схемам оптимизации налогов (и тем более по поставкам КБ, о чем не раз сообщал OilNews) работали заправочные сети ФПГ во всех регионах Украины. И сумские налоговики просто-напросто оказалась «прозорливее» (хоть, возможно, и не по своей воле) коллег из других областей.
Тем не менее, в «Привате», очевидно, понимают, что частный случай может перерасти в тенденцию и претензии налоговой к работе структур ФПГ могут появиться у налоговых органов и в других областях (тем более, в некоторых регионах фирмы «Привата» уже ведут суды с ревизорами относительно начисленных налогов). Об этом свидетельствует тот факт, что «Приват» зарегистрировал во всех в регионах новые структуры для розничной торговли топливом. По информации OilNews, официально эти фирмы были зарегистрированы в мае-августе 2010 г. и зачастую названиями похожи на своих предшественников. На новых контрагентов также практически полностью переориентированы отгрузки топлива «Укртатнафтой» для потребностей сети «Привата» (см. таблицу).
Отгрузки топлива с ПАО «Укртатнафта»
для автозаправочной сети «Привата» по регионам
При этом новые юрлица, как и сумская «Экфила», начали работать напрямую с «Укртатнафтой». В то же время отгрузки топлива с НПЗ на прежних контрагентов, через которых поставлялись нефтепродукты в наибольших объемах (таких как «Корнелис» и «Укрнафта») практически прекратились. Таким образом, похоже, что «сумской» прессинг заставил «Приват» принять новый облик почти прозрачной компании. Это, конечно, не так интересно, но зато более безопасно. В свою очередь, вряд ли местным властям следует рассчитывать на большие налоговые поступления от новосозданных сателлитов крупнейшего участника рынка нефтепродуктов. Как свидетельствует сумской опыт, скажите спасибо, что заправки топливо продают.
Справка OilNews
Согласно техническими условиям, КБ-92 и КБ-95 являются аналогами товарных бензинов А-92 и А-95 соответственно, но обладают несколько ухудшенными характеристиками по ряду параметров, в частности – по содержанию серы. В то же время компоненты бензинов (специальные бензины) облагаются акцизным сбором €20/т, тогда как товарные бензины – €110/т.
С октября 2009 г. по июль 2010 г. ПАО «Укртатнафта» отгрузило в общей сложности около 330 тыс. т компонентов бензинов. С учетом пониженной ставки акцизного сбора, которыми облагаются компоненты бензинов, предприятие оптимизировало около 350 млн грн (с НДС).
ПАО «Укртатнафта» прекратила производство компонентов бензина после того, как были внесены изменения в закон о госбюджете, которые уравняли ставки акцизного сбора на товарные бензины и компоненты.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти