Организованная «Консалтинговой группой А-95» Вторая международная конференция по вопросам развития рынка нефтепродуктов, прошедшая 11-12 ноября в столичном Radisson Blu Hotel, стала своеобразной квинтэссенцией всего, чем жила отрасль на протяжении 2010 г. В течение двух дней главные проблемы отрасли обсуждали владельцы и топ-менеджеры крупнейших компаний, руководители государственных ведомств, эксперты, коллеги и партнеры украинских компаний из 10 стран.
Всего в работе форума приняли участие рекордное количество делегатов – 165, поэтому в отдельные сессии место в зале нужно было поискать.
На чьей стороне государство?
Первый блок выступлений был посвящен деятельности госведомств, затрагивающей регулирование рынка нефтепродуктов. В частности главный специалист департамента таможенной и налоговой политики Минфина Вячеслав Ющенко попытался приоткрыть детали определения новых ставок акцизного сбора, которые в проекте налогового кодекса возрастут на €50 до €182/т.
По его словам, ведомство провело большое предварительное исследование, которое показало наличие возможностей для гармонизации акцизного налогообложения с нормами ЕС, компенсации потерь от ликвидации транспортного сбора, а также увеличения финансирования дорожного строительства. Однофамилец предыдущего президента привел в пример, что в Германии акцизы больше украинских почти в 6 раз, выше налоги также в соседних Беларуси и Молдове, ниже только в России.
В. Ющенко пояснил, что в Украине есть определенный «запас прочности» для повышения акцизов, в частности, на бензин, тогда как акциз на дизтопливо подвергся меньшей корректировке с оглядкой на аграрный сектор.
Вместе с тем выяснилось, что вариант дифференцированного акциза на бензин в зависимости от качества (по аналогии с налогообложением ДТ) министерством не рассматривался, хотя «определенная логика в этом есть». По его словам, инициировать данное новшество должно было Минтопэнерго.
Инициативу о введении дифференцированных ставок поддержали и представители Госпотребстандарта. Форум лично посетил новоназначенный руководитель этого ведомства Александр Матвийчук.
«Мы хотим услышать представителей компаний, чтобы достичь, как говорится, взаимопонимания власти и бизнеса. И это одна из первых задач, которую я поставил перед собой, – обозначил глава Госпотребстандарта свою первоочередную задачу. Среди прочего г-н Матвийчук выделил необходимость отмены нормы об уведомлении объекта проверки за 10 дней.
«В результате к приходу инспектора некачественное топливо исчезает со станции, а проверка сводится к «поиску нарушений в «куточке споживача», – констатировал чиновник, сообщив, что его ведомство уже выступило с законодательными инициативами по преодолению ключевых нормативных изъянов, мешающих эффективному контролю.
Ключевым же предметом обсуждения, притом на протяжении всего форума, стало ожидаемое вступление с нового года улучшенных стандартов качества нефтепродуктов. Тем более, что как раз 11 ноября стало известно о «неожиданной» инициативе Минтопэнерго в очередной раз продлить старые стандарты. На данный момент уже очевидно, что вопреки логике и поставленным целям, ведомству Юрия Бойко без особого труда удалось протащить пролонгацию через Экспертно-аналитическую группу, в связи с чем Евро-3 на бензин и Евро-2 на ДТ поживет еще в Украине до 2013 г.
«Я не был в Украине года три или четыре, но такое ощущение, что я и не уезжал, ведь на повестке дня все те же вопросы, развития нет никакого. Вы так никогда не отремонтируете свои заводы», – поделился впечатлениями от услышанного коммерческий директор «Клайпедос нафта», а ранее один из топ-менеджеров «Мажейкю нафта» Сигитас Закальскис.
В плотном рабочем режиме проходило общение участников конференции с представителями Антимонопольного комитета. В последнее время позиция АМКУ стала более конструктивной и взвешенной – по крайней мере, обмелел поток громогласных заявлений о сговорах нефтетрейдеров всего лишь на основе того, что комитет отрыл очередное дело (а в свое время открывал он их немало).
«Ситуация такая: после каждого повышения цен на АЗС на нас сыплются обращения из других госорганов, от депутатов с требованиями проверить и наказать. Соответственно, наши территориальные органы также засыпают операторов рынка требованиями предоставить ту или иную информацию», – все же решил объяснить присутствующим превалирующий принцип действия Антимонопольного комитета Евгений Мельниченко, начальник отдела расследований горизонтальных согласованных действий.
В то же время он отметил, что комитет полностью солидарен с участниками рынка по поводу необходимости значительного сокращения запросов, которыми АМКУ и его теротделения буквально заваливают компании. И это не просто слова. В текущем году АМКУ совместно с Ассоциацией «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» приступило к созданию базы данных операторов нефтепродуктов Украины.
По словам Е. Мельниченко, она будет содержать значительный массив информации, который позволит работать с участниками рынка если не в режиме онлайн, то с большей оперативностью. Главная цель – исключить дублирование запросов и прочих коммуникаций головного офиса и территориальных отделений. Как удалось узнать OilNews, на данный момент уже определена смета этого проекта, составляющая около 250 тыс. грн.
В то же время представитель комитета не смог скрыть удивления столь малым числом заинтересованных компаний – одиннадцать, которые являются членами ассоциации.
«Неужели участники рынка не хотят облегчить жизнь и себе, и нам?» – удивился г-н Мельниченко.
«К сожалению, на сегодняшний день многие придерживаются принципа «моя хата с краю», – пояснил ему президент Ассоциации Леонид Косянчук, начав свое выступление. – В то время как другие участники рынка решают проблемы и за себя, и за них».
Как рассказал глава объединения, кроме активного сотрудничества с АМКУ, сегодня ассоциация работает по целому ряду других направлений, и уже есть о чем отчитаться, несмотря на молодой «возраст» (организация начала работу в феврале 2010 г.). Например, специалисты ассоциации разработали изменения к «Инструкции о порядке поступления, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и в организациях Украины», «Инструкции по контролю качества нефти и нефтепродуктов на предприятиях и организациях Украины», а также «Правилам розничной торговли нефтепродуктами». Более полугода совместно с профильным институтом идет работа над новыми ДБН в части строительства АЗС. Весьма ожесточенный диалог ведет ассоциация с МЧС относительно внедрения систем раннего оповещения и т.д.
Доклад главы отраслевой ассоциации впечатлил представителей литовской Orlen Lietuva и крупнейшей луганской сети «Восточные ресурсы», которые решили пополнить ряды рыночных активистов. В целом, как следует из общения с руководством розничных сетей, необходимость усиления роли подобного объединения не вызывает никаких сомнений.
Игра без правил как основное правило
На непопулярных среди чиновников, но крайне обсуждаемых в рыночных кругах темах детально остановился в своем выступлении директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. Безусловно, центральная из них – безналоговый импорт нефтепродуктов. К слову сказать, здесь случилось еще одно знаковое совпадение: перед началом конференции появилась информация о прекращении работы компании «Ливела». На сегодняшний день уже можно говорить о том, что та информация оказалась верной, хотя точкой это назвать сложно. Тем не менее, результаты «работы» льготника настолько впечатляющи, что сразу забыть о них невозможно. Так, если в августе 2010 г. (начало деятельности) на долю безналогового импортера приходилось чуть более 5% по бензинам и 20% по дизтопливу, то в ноябре «Ливела» финишировала с результатом около 80% суммарных импортных поставок.
Этим проблемы рынка в уходящем году не ограничились. В своем выступлении С. Куюн привел результаты исследований, которые свидетельствуют об огромных нелегальных поставках нефтепродуктов не только сушей, но и через морскую границу, то есть, целыми танкерами. Так, по данным таможни, с июня по октябрь в Феодосийский и Херсонский порты в режиме «импорт» зашло 65,1 тыс. т топлива, тогда как, по данным «Укрзализныци», оттуда вышло 167 тыс. т.
«Получается, более 100 тыс. т бензина А-95 взялись из ниоткуда», – резюмировал директор «А-95».
В то же время более мелкими, но стабильными партиями продолжает поступать контрабанда по суше – через границу России и Украины.
«С недавних пор в ценовом мониторинге нашей компании даже введена отдельная котировка «Краснодон». То есть торговля контрабандой стала обыденной и неотъемлемой частью рынка», – отметил С. Куюн.
Эксперт также затронул тему ценообразования на нефтепродукты, в которой в частности первую скрипку продолжает играть сеть группы «Приват». Доступ к дешевой украинской нефти, контроль над «Укртатнафтой» и обширные схемы налоговой оптимизации, в том числе при помощи «Ливелы», позволяют оператору сети не только удерживать минимальный уровень цен, но и увеличивать отрыв от конкурентов с целью наращивания реализации. Так, если в 2008 г. среднегодовой отрыв составил 14 коп./л, то в ноябре 2010 г. он превысил 50 коп./л. (или около $100/т).
Согласно исследованию «Консалтинговой группы А-95», в 2009-2010 гг. за счет агрессивной ценовой политики «Приват» сумел стабилизировать наличные продажи на уровне 4000 л в сутки. К сожалению, нет достоверных данных о безналичных продажах сети, но по мнению некоторых источников именно прирост данного вида продаж стал главным результатом многолетнего удерживания минимальных цен.
Перечисленные выше проблемы рынка нашли отображение не только в выступлениях экспертов, но и непосредственно участников рынка. Глава «ТНК-ВР Коммерс» Дидье Казимиро, выступление которого было одним из самых ожидаемых делегатами конференции, остановился, в первую очередь, на условиях развития на украинском рынке, которые определяют нынешнюю стратегию компании.
В частности, Д. Казимиро привел цифры, которые ярко иллюстрируют нынешний «перекос», имеющий место в отрасли. Согласно его данным, за счет доступа к украинской нефти, реализуемой с аукционов со значительными скидками, определенный круг компаний имеют выгоду в размере $75 на тонне сырья. Льготный импорт дает преимущество отдельным структурам в $55/т.
По мнению главы ТНК-ВР в Украине, полноценное развитие отрасли будет возможно лишь при выравнивании условий конкуренции.
«Наша компания хочет остаться и работать на украинском рынке. И об этом свидетельствует тот факт, что за 10 лет ТНК-ВР вложила в развитие бизнеса в этой стране $1 млрд. Мы намерены инвестировать и в дальнейшем, но это будет возможно лишь при благоприятной ситуации на рынке, – отметил Д. Казимиро.
Немалый интерес участников форума был связан с анонсированными кадровыми и структурными реформами в «ТНК-ВР Коммерс», о чем компания заявила накануне конференции. Правда, сенсационных заявлений от г-на Казимиро зал так и не услышал. «Мы в самом начале пути, кто останется, а кто покинет компанию еще точно неизвестно, структура также в стадии разработки», – пояснил сотрудник «ТНК-ВР Коммерс» сдержанность шефа.
Г-н Казимиро в свою очередь остановился на концептуальном описании изменений. В частности, в компании будут выделены три основных направления бизнеса: производство, маркетинг и коммерческая оптимизация. Блок «Производство» сконцентрируется на вопросах производства и повышения эффективности деятельности. «Маркетинг» будет развивать так называемые «брендированные» каналы сбыта: розничный бизнес, мелкий опт, продажи В2В. «Коммерческая оптимизация» сконцентрируется на небрендированных каналах, а также на оптимальном распределении ресурсов и закупке нефтепродуктов. Пользуясь случаем, руководитель компании представил участникам конференции новоназначенного вице-президента по коммерческой оптимизации Артура Арсланбиева, который, впрочем, многим в зале был давно знаком. По итогам выступления вопросов осталось много, хотя открыто спросить лидера «ТНК-ВР Коммерс» почему-то никто не решился. Один из вопросов – что будет с джобберами?
«Он (Д. Казимиро. – OilNews) заявил о приоритетности развития джобберской программы, а Хюб (Хюб Стокман, директор СП «Кершер», управляющего розничных сбытом. – OilNews) сказал, что от джобберов они будут отказываться, кому верить?» – уже в кулуарах недоумевал один из джобберов ТНК-ВР. По последним данным, разработка новой штатной структуры «ТНК-ВР Коммерс» и новой структуры бизнеса в конце ноября завершена, в связи с чем OilNews готовится рассказать о ней своим читателям в ближайшее время.
Удивительная страна
Своеобразный «взгляд со стороны» на проблемы украинского рынка представили также спикеры из числа поставщиков топлива из-за рубежа. Как и на рынке, на конференции плечом к плечу выступили крупнейшие из них – литовская Orlen Lietuva и «Белорусская нефтяная компания». Необходимо отметить, что уходящий год для обоих был весьма удачным и в первую очередь благодаря открытому вышеупомянутой «Ливелой» безналогового шлюза. Как сообщалось ранее, Orlen Lietuva в сентябре 2010 г. установила личный рекорд месячных поставок светлых нефтепродуктов в Украину – 80,4 тыс. т, а годовой план будет перевыполнены на 20% (до 600 тыс. т). Не в обиде и белорусы, активность которых, правда, уже привела к активным действиям переработчиков по поиску выстраивания барьеров на пути братских нефтепродуктов в Украину.
Как было отмечено в ходе конференции, успеху белорусов способствовало высокое качество продукции, льготы по акцизу за качественное ДТ, а также физическая нехватка продукта на украинском рынке. Orlen Lietuva назвала в числе своих преимуществ, кроме качества, еще и стабильность поставок, а также логистическую поддержку.
Межу тем, представители обоих структур, по понятным причинам неохотно касаясь главного фактора своего успеха в 2010 году, отметили непредсказуемость украинского рынка и большие риски работы на нем. Так, начальник управления нефтепродуктов и АЗС «Белоруснефти» Юрий Онанченко отметил, что на сегодняшний день из-за подобных схем украинский рынок утрачивает свою привлекательность. Глава компании «БНК-Украина» Николай Василевич дипломатично отметил, что в связи с неблагоприятной ситуацией на внутреннем рынке его компания была вынуждена преимущественно перейти на торговлю на условиях DAF, т.е. без растаможки ресурса (хотя украинская «дочка» была создана в первую очередь для приближения белорусского товара к потребителю).
Что же касается «Белоруснефти», которая ранее заявила об интересе к развитию в розничном сегменте, то в последнее время энтузиазма в словах ее представителей поубавилось. По имеющимся данным, открытой в этом году компании «Белоруснефть-Украина» пришлось констатировать свою слабую «проходимость» по цене на рынке не только из-за конкурирующих льготных поставок, но и обилия контрабанды с фальсификатом. «Для нас было большим удивлением, когда отовсюду все у нас начали спрашивать о возможностях поставки стабильного бензина, у нас его давно не пускают в рынок», – потирая затылок, рассказал в кулуарах форума член белорусской делегации. По его словам, по цене в мелком опте «Белоруснефть-Украина» редко оказывается конкурентоспособной за пределами Черниговской области, даже незначительная разница в логистике «съедает» всю маржу.
Выступление заместителя генерального директора Orlen Lietuva Артураса Лауцявичюса стало, безусловно, одним из самых ярких на конференции. Достаточно сказать, что свою презентацию литовцы назвали «Вперед в прошлое».
«Мы c огромным интересом следим за рынком и его тенденциями, стремительным развитием розничных сетей. Но определенные сугубо украинские «ноу-хау» ведут в прошлое местный рынок нефтепродуктов, что значительно затрудняет работу белых компаний и их развитие, инвестиции, – отметил он.
В своем докладе А. Лауцявичюс напомнил все, что становится преградой в работе каждой «белой» компании: льготы по растаможке, валютные баталии (когда официальный курс отнюдь не равен коммерческому), продажа компонентов бензинов, инициатива об отсрочке введения стандартов Евро-4 и Евро-5… Напоследок в презентации литовца красовалось многозначительное: «Что будет дальше?..»
Только литовцы покинули Киев, как пришел ответ на их вопрос: Минтопэнерго заявило об инициировании импортных пошлин в размере €120/т…
Вечер экспромтов
Заявление Минтопэнерго было уже 23 ноября, а 11-го Orlen Lietuva принимала гостей на вечеринке в столичном ресторане Soho. Вечер запомнился тем, что много чего сразу пошло не по сценарию, что в итоге сделало эту часть конференции одной из самых ярких. Безусловным гвоздем программы стал Энвер Измайлов, единственный народный артист Украины среди джазовых гитаристов и звезда европейской величины, который своими выступлениями затмил и ведущих вечера из «Камеди Клаб Украина» Дядю Жору и Андрея Бурыма, а также ребят из группы «Контрабанда». Игра на гитаре тэппингом (касание струны кончиками пальцев обеих рук. – OilNews) заставила многих позабыть об угощениях.
В рамках вечеринки также прошло торжественное поздравление Юлюса Немуниса, куратора украинского направления поставок в «Орлен Летува», с 30-летием профессиональной деятельности: 11 ноября 1980 г. он стал работником Мажейкяйского НПЗ.
«Запомню навсегда, как в тот день я никак не мог совладать с одной запорной арматурой», – вспоминает Юлюс.
Символический позолоченный вентиль как раз и получил в подарок от директора компании «КЛО» Вячеслава Стешенко юбиляр, а «Консалтинговая группа А-95» облачила литовского коллегу в украинскую вышиванку, снабдив атаманской булавой.
«В Украине далеко не каждый сделал столько для своей страны, сколько сделал для нее Юлюс, обеспечивая бесперебойные поставки топлива даже в самых невероятных условиях», – сказал в своем поздравлении Сергей Куюн.
Финал вечера получился особенно ярким. К Энверу Измайлову на ударных присоединился замдиректора компании «КЛО» Олег Левченко, а ребята из группы «Контрабанда» дополнили недостающие партии. Потрясающий кавер хита Deep Purple «Smoke on the water» в исполнении новоиспеченной команды еще долго будет звучать в памяти участников той вечеринки, несмотря на выпитые в тот вечер 73 бутылки вина и 32 – напитков покрепче.
Рассказ о главных темах, поднятых во второй день конференции, читайте в публикации OilNews на следующей неделе.
Подробный фотоотчет о конференции смотрите здесь.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти