Обновленный под занавес 2015 года Налоговый кодекс привнес много изменений в фискальную среду топливного рынка. Особенно досталось сжиженному газу – сразу по трем позициям, что неизбежно приведет к ощутимому росту цен на перспективное топливо. Сопутствующими «бонусами» станут повышение доходов нелегальных АГЗС, проблемы с качеством автогаза в будущем и общая утрата очков сжиженным газом в конкуренции с бензином и ДТ. Характерно, что ожидаемое давление законодателей не встретило какого-либо сопротивления со стороны этого растущего рынка, еще раз показав отсутствие системного лобби.
Здравствуй елка, Новый Год!
«Подарки» от Верховной Рады оказались крайне неприятными. Самый сильный удар – кратное увеличение «розничного» акциза, который до 31 января составлял 5%. Трактовка уплаты этого налога крутилась операторами как дышло, поэтому законодатели решили уйти от процентной ставки к фиксированной, которая установлена с 1 января 2016 г. на уровне €0,042/л. По сути, для бензинов и дизтоплива это те же 5% от стелы. А вот для сжиженного газа, который в некоторые периоды прошлого года был почти втрое дешевле А-95, такие изменения означают увеличение налога в 2,6 раза. Так, если в декабре 2015 г. 5% от средней цены литра составляли 42-45 копеек, то с 1 января – уже 1,1 грн.
Увеличение розничного акциза прибавит на стеле около 70 копеек. Благо, этот налог вывели из облагаемой базы НДС, иначе ритейлерам пришлось бы прибавлять еще 14 копеек.
Еще порядка 13 копеек на литре придется накинуть из-за индексации общего акциза с €50 до €57/т (ставка действует в первом полугодии 2016 г., далее – €31 за 1000 л). Это более прогнозируемый и логичный, однако от того не менее неприятный пункт отредактированного Налогового кодекса. Итого в результате фискальных преобразований автогаз прибавит в цене порядка 83 коп./л, что в нынешних ценах составляет около 10%.
Новшеством также стало введение акциза на группу товаров под кодом 29011, которая включает нефтехимическое сырье, в том числе и так называемые чистые фракции бутана (н-бутан и изобутан). Да еще и какой акциз – на уровне моторного бензина – €228/т в первом полугодии 2016 г. и €171,5/1000 литров в дальнейшем. Это в 5,5 раз больше, чем на пропан и смеси сжиженных газов. Вышло так, что выстрелом из пушки по входящим в эту группу товаров компонентам фальсифицированного бензина (пентановые фракции) задели часть СУГов, которые также являются сырьем для нефтехимических производств.
Кручу-верчу, не заплатить хочу
Фискальные изменения, разумеется, неизбежно приведут к росту цены, поскольку акциз является непрямым налогом и будет полностью переложен на потребителя. Впрочем, как показывает опыт последних лет, экономическая теория заметно разнится с практикой украинского рынка сжиженного газа. Речь о том, что налоги подстегнут цену лишь на станциях тех компаний, которые эти налоги платят. Нелегальные АГЗП, бурно расцветшие в Киеве и других крупных городах, как не платили 5% розничного акциза, так и не надумают платить ни 4,2 евроцента, ни сколько бы там ни было евроцентов. Естественно, это еще больше ударит по страдающей конкурентной среде на розничном рынке.
Более того, увеличение акцизов, очевидно, вызовет новое нашествия «серых» операторов, поскольку налоги – это заработок нелегала, и прибыльность его работы пропорционально растет именно со ставками налогов.
Если абсолютизация ставок розничного налога для бензинов не меняет ничего (по факту в копейках выходит почти то же самое), то в случае с газом «подзаборная» торговля становится прибыльнее, и намного.
Впрочем, сегодня уже видно, что прописные истины выучили и сами «подзаборники». Учуяв угрозу конкуренции на нелегальном поприще, перед Новым годом столичные «нелегалы» обрушили цены до оптового уровня, дабы отсрочить или вовсе задушить очередную волну самовольного строительства АГЗП. Показательно, что после вступления в силу фискальных изменений, прибавляющих к цене более 12% стоимости пропан-бутана, на киевских одиночных моноблоках цена осталась неизменной.
Значительное повышение налогов не вызвало реакции операторов, которые эти налоги не платят
Экономия уже не та
Кроме активизации так называемых «дырочников», неизбежный рост стоимости газа ослабит его главное преимущество перед другими энергоносителями – бензином и дизтопливом в автомобильном секторе, а также электричеством и природным газом в промышленности и быту. Причем, если автогаз имеет запас прочности, то сжиженный газ в таких сферах использования, как отопление и кулинария, рискует отправиться в глубокий нокдаун.
Это значит, что для поддержания уровня популярности газа его провайдерам придется больше шевелить опорно-двигательным аппаратом: повышать уровень качества в сфере установки ГБО, проводить мероприятия по популяризации сжиженного газа в разных сферах его потребления, активизировать процессы повышения качества продукта в масштабе государства. Разумеется, думать и действовать надо было пяток лет назад, а с новыми налогами необходимость активных действий значительно повышается.
Кстати, о качестве топлива. Упомянутое введение акцизов на фракции чистого бутана явно не улучшит и без того плачевную ситуацию с качеством сжиженного газа в Украине. До сих пор не совсем понятно, зачем вместе с сырьем для «бодяги» в виде пентановой фракции бить по чистому бутану. По словам знакомого с законотворческим процессом участника рынка, инициаторы налоговых изменений решили одним махом придушить компонент бодяги, не вдаваясь в подробности. Похоже, что бутаны... просто не заметили.
Учитывая анабиозное состояние нефтехимии в Украине, все 75 тыс. т прибывших в 2015 г. в страну н-бутанов и изобутанов были использованы в качестве компонента автомобильного газа. Операторы рынка поясняют, что использование этих фракций при производстве автогаза позволяет добиться более высокого качества по сравнению с техническим бутаном (БТ), который облагается стандартной ставкой акциза. Кроме того, крупные производители СУГ нередко тяготеют к производству именно чистых фракций, а не смесей. Теперь же н-бутану в Украине путь заказан.
Акциз на чистые фракции бутана, по сути, блокирует импорт отдельных фракций СУГ в Украину, что гарантированно скажется на качестве продукта на рынке
С другой стороны, существование нулевого акциза для бутанов давно вызывало вопросы. Эта льгота изначально создавалась для химиков, которые использовали эту позицию в качестве сырья. Но в последнее время его поставки велись исключительно для не совсем легального производства подакцизного СПБТ, что опять-таки формировало теневой сегмент рынка. В зависимости от сезона за счет необлагаемого бутана удавалось «экономить» от 30% до 70% акциза. Теперь «лавочка» закрылась.
Во всем безоружии
Налоговые пертурбации показали реальную картину взаимодействия представителей рынка нефтепродуктов с властью. Принятое администрирование, установление налогов на сырье для нефтехимии (читай – «бодяги»), а также отвоеванный рост налогов для сомнительной альтернативы – плоды коллаборации операторов рынка нефтепродуктов. Каким будет эффект от них – покажет время, однако уже видно, что «нефтяники» вышли на новый уровень – они говорят, и их слышат.
Все же три налоговых удара по рынку сжиженного газа – последствия полного отсутствия отраслевого лобби. Только профессиональные консультации могли бы противостоять неразумному повышению акциза на «газовые» компоненты, которые теперь попросту выброшены с рынка, а перспектива пересмотра этих ставок, тем более в сторону снижения, призрачна.
Ну и крупнейшее упущение – увеличение розничного акциза на газ до размера ставки на бензины. О том, что €0,042 светит для всех моторных топлив, стало известно в сентябре-октябре, однако реакция рынка, в частности отраслевой ассоциации, оказалась нулевой. Такой же она была и в начале 2015 г., когда стало известно, что такой социальный продукт как сжиженный газ почему-то попадает под дополнительный 5%-ый импортный сбор. Напомню, что бензины и дизтопливо быстро удалось вывести в группу «критичного импорта» – «Объединение операторов рынка нефтепродуктов» оперативно отразило эту атаку Минфина и НБУ.
Несмотря на увеличение объемов и накачивание финансовых мускулов, рынок сжиженного газа продолжает плыть по течению. Последние налоговые изменения являются крайне неприятным звоночком, который должен этот рынок разбудить. В противном случае свое будущее можно проспать.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти