В начало
Россия: нефть, вершки и корешки

Россия: нефть, вершки и корешки

Себестоимость добычи нефти – показатель, который нефтяники стараются не афишировать. К тому же он меняется не только от региона к региону, но и от скважины к скважине. Для России, добывающей «черное золото» на огромной территории, такие отличия особенно велики. Тем не менее, есть все основания заявить: сегодня Москва торгует нефтью себе в убыток.

Согласно независимым оценкам, себестоимость добычи нефти для компании «Роснефть» составляет $35 за баррель. С этой оценкой можно соглашаться или нет, но обратим внимание на то, что крупнейшая нефтяная компания РФ приведенные цифры и методологию подсчетов не опровергала. Стало быть, замечаний у «Роснефти» нет.

Тихий дисконт

Средняя цена российской экспортной нефти Urals за январь 2016 г. составляет $36,42 за баррель. Однако эта величина не включает в себя скидку, которую нефтяники РФ предоставляют потребителям в связи с саудовской нефтяной экспансией в Европе. Уже в первой декаде ноября 2015 г. при поставке нефти Urals в Роттердам этот дисконт  составлял $3,30 за баррель. Напомним, что в это время североморская смесь торговалась на уровне $42-44 за баррель.

Таким образом, с ноября 2015 г. рентабельность экспорта российской нефти стремится к нулевой.

В 2016 г. цены на мировые нефтяные эталоны упали ниже $33 за баррель. Даже без учета «антисаудовского» дисконта это ниже себестоимости российской нефти Urals, которая будет расти по мере истощения месторождений в Поволжье и Западной Сибири. А для освоения арктического шельфа у РФ нет ни средств, ни технологий. Именно по этой причине еще в середине июня 2015 г. «Роснефть» получила от Роснедр одобрение на перенос сроков бурения на шельфе от года до трех лет.

До недавнего времени важным козырем российской нефтянки была ориентированность европейских НПЗ на Urals. Однако, в последнее время европейские потребители все громче заявляют об ухудшении ее качества. А это может привести к тому, что доля России на европейском рынке заметно сократится.

Претензии европейских клиентов, в частности компаний MOL (Венгрия) и Neste (Финляндия), можно было бы счесть попыткой получить дополнительные скидки от поставщиков, если бы не одно «но». Глава компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов фактически признал обоснованность европейских претензий. По его словам, всю легкую нефть РФ стала перенаправлять на восточные направления, в то время как на западных направлениях – основном рынке РФ – качество поставленной нефти ухудшается.

Серьезную проблему для России представляет Иран. И дело даже не в том, что Исламская республика готова торговать нефтью дешевле $30 за баррель. Тегеран, во-первых, располагает собственным танкерным флотом, который может быстро доставить «черное золото» клиентам по льготной стоимости фрахта. Во-вторых, иранская нефть по физико-химическим показателям близка к российской Urals, поэтому переход на нее не потребует от европейских НПЗ перенастройки технологического оборудования. Кстати, до введения нефтяного эмбарго поставки иранской нефти в Европу достигали 600 тыс. б/с.

Отметим один интересный нюанс. Весной Исламская республика начнет продажу нового сорта нефти, который ориентирован на НПЗ Азии и, частично, Испании. Между тем, не так давно Тегеран заявил о желании и способности поставлять на Пиренеи 200 тыс. баррелей нефти в сутки. А это ровно тот объем, который Тегеран экспортировал в Испанию до введения международных санкций. Кроме того, тот факт, что Иран готов поставлять клиентам новый сорта нефти, говорит о том, что Исламская республика располагает возможностями готовить специальные смеси для конкретного НПЗ. Россия такими возможностями не располагает, иначе бы не возникло претензий со стороны MOL и Neste.

Между тем, Иран не скрывает стремления нарастить экспорт «черного золота» в Европу и потеснить здесь российских конкурентов. Стоит напомнить, что основным бенефициарием введения ограничений на экспорт иранской нефти в 2012 г. стала именно российская нефтяная отрасль.

Как сообщал OilNews, глава европейской дипломатии Федерика Могерини заявила, что санкции с Ирана могут быть сняты в скором времени. Эту сентенцию косвенно подтверждают факты: в начале текущего года Европа впервые за 5 лет перевела деньги Ирану за нефтехимическую продукцию; национальная иранская нефтяная компания (NIOC) и компания Royal Dutch Shell утвердили порядок погашения задолженности перед Ираном в размере $2,3 млрд за ранее поставленную нефть; во второй декаде ноября 2015 г. президент США Барак Обама подписал меморандум, снимающий ограничения на закупки нефти из Ирана.

Чтобы противостоять вызовам, Россия будет вынуждена предлагать покупателям более привлекательные условия, чем страны Персидского залива. В случае поставок в Восточную Европу главным козырем Москвы остается нефтепровод «Дружба». Однако значительная его часть проходит через Украину, с которой Кремль ведет необъявленную гибридную войну. В остальных случаях России придется предоставлять клиентам существенные скидки. А это означает, что до тех пор, пока «черное золото» будет стоить дешевле $35 за баррель, экспорт российской нефти будет приносить стране не только валюту, но и убытки. А вот кому достанутся вершки, а кому – корешки, покажет время.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти