Аукционы по продаже энергоресурсов нефтегазовых компаний с крупным государственным участием уже давно не преследуют цель, с которой они были внедрены в 2000 г. вице-премьером по фамилии Тимошенко. Эволюционным и коррупционным путем эти мероприятия стали формальностью, с помощью которой осуществлялся «законный» грабеж «Укрнафты», «Укргаздобычи» и уже отбывшего в мир иной «Черноморнефтегаза». Деньги настолько большие, что схема работала при любых властях.
Новый министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан сходу объявил исправление ситуации с аукционами по продаже сжиженного газа и нефти среди первоочередных задач. Но первый же проект изменений в порядок проведения торгов заставил усомниться если не в серьезности, то уж точно в успешности этих намерений.
Уже не раз ZN.UA описывало эволюцию, а точнее, деградацию аукционной системы, настолько это неисчерпаемая тема. Просто очень уж впечатляет глубина трансформации: вместо того, чтобы бороться за как можно более высокую цену народного достояния, ищут решения, как бы продать подешевле. Аукционный комитет как орган, наблюдающий за правильностью проведения торгов, принимал в этом самое активное участие.
Один пример: по итогам продаж украинской нефти в 2009 г. недополученная прибыль «Укрнафты» составила около $1 млрд. Не вдаваясь в детали этой мегааферы, подчеркнем ее суть: кто-то выписал «правильный» регламент торгов, и чиновникам оставалось лишь выполнять «нормы действующего законодательства».
Впоследствии, начиная с 2010 г., методы стали несколько более изощренными, а «результаты» — столь же ощутимыми. Залог успеха — в слаженной работе покупателей и продавцов с аукционным комитетом, который, идя навстречу пожеланиям «клиентов», умело манипулировал порядком проведения торгов либо беспрекословно выполнял заблаговременно выписанные нормы, в упор отказываясь видеть миллиардные потери бюджета и госкомпаний. Сегодня появился шанс ситуацию исправить. Получится? Для начала отметим, что новым проектом постановления о реализации ресурсов госкомпаний ныне озаботился советник министра Игорь Кирюшин, который, говорят, метит в место заместителя министра. Интересно, что с 2010 г. и по сей день он возглавлял аукционный комитет и именно при нем произошло немало интересных открытий по части «правильного» проведения торгов.
Нефть: клиент всегда прав
Продажа нефти компании «Укрнафта» является самой крупной позицией в этой аукционной истории — 170-200 тыс. т нефти в месяц (объем торгов $170-200 млн).
Дабы не перегружать подробностями, отмечу лишь, что музыку тут заказывает группа «Приват», которая является одновременно и продавцом («Укрнафта»), и покупателем («Укртатнафта») ресурса. Разными методами, включая весьма изящные, группа за несколько лет оттерла всех потенциальных конкурентов на аукционах. Так что торгами это уже сложно назвать, скорее, механизмом перераспределения ресурса. Остается одно неудобство — аукционный комитет.
Новейшая история этого органа началась 17 мая 2010 г., когда был сформирован его новый состав. Большинство в нем заняли люди из орбиты влияния экс-министра Юрия Бойко (представители самого министерства, НАКа и нефтегазовых госкомпаний). Как неоднократно отмечалось ранее, периоды работы Бойко на правительственных должностях странным образом совпадали с весьма успешными и устойчивыми позициями интересов Игоря Коломойского у руля госкомпаний отрасли. (Да и не только, ведь, будучи уже отодвинутым Семьей от нефтегазовых потоков, осенью 2012 г. он курировал подписание меморандума с электрометаллургическими заводами «Привата», в результате чего те получили колоссальные льготы по тарифам на электроэнергию.)
Проведение первого же аукциона под присмотром нового состава комитета не оставило сомнений в начале нового удачного периода для «Привата». Комитет, имеющий в своем составе трех заместителей министров, начал подмахивать протоколы с ценой продажи украинской нефти почти на 20% ниже рыночной. Вскоре выяснилось, что все в рамках закона. Стоимость украинской нефти тогда привязали к таможенной цене, но вот беда — забыли указать, что для формирования конечной цены продажи необходимо добавлять НДС. Потери «Укрнафты» на аукционах 2010 г. составили около $262 млн. Понятное дело, прекратить этот абсурд никто не спешил, пока три буквы — «Н», «Д» и «С» — не добавили в нужный закон.
Состав Аукционного комитета по реализации энергоресурсов госкомпаний (по состоянию на осень 2010 г.):
1. Александр Сухомлин, замминистра экономики.
2. Игорь Кирюшин, замминистра топлива и энергетики.
3. Константин Бородин, директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго.
4. Евгений Корнейчук, заместитель председателя правления НАК «Нафтогаз Украины».
5. Андрей Кущ, начальник департамента АО «Укрнафта».
6. Оксана Масс, заместитель директора ДК «Газ Украины».
7. Алексей Прохоренко, начальник управления ДК «Укргаздобыча».
8. Михаил Русницкий, замминистра экономики.
9. Татьяна Волович, начальник отдела департамента Минтопэнерго, секретарь Аукционного комитета по продаже сжиженного газа на Украинской аграрной бирже.
10. Лариса Гребенникова, заместитель директора департамента — начальник отдела Минэкономики, секретарь Аукционного комитета по продаже нефти и газового конденсата на Украинской аграрной бирже и Украинской межбанковской валютной бирже.
11. Михаил Миндреску, директор УО «Укрнефтехимпереработка».
Несмотря на серьезную утрату, звездный состав комитета и его крупнейший клиент не унывали. Весной 2012 г. аукцион долго не проводили, поскольку, как выяснилось со временем, первоначальный уровень таможенных цен не устраивал продавца. А зафиксированная впоследствии цена означала, что фактические потери «Укрнафты» за один лишь аукцион составили минимум 135 млн грн, а максимальная оценка превышает 200 млн грн (см. «Игра в свои ворота», ZN.UA № 18 от 18 мая 2012 г.).
Похоже, что столь существенный результат был достигнут путем манипуляций с таможенными ценами и периодом их отслеживания (аукцион тогда переносили неоднократно). Стоит ли удивляться, что в новом проекте снова есть привязка к таможенным ценам и предложение отказаться от заранее утвержденного графика проведения аукционов с определением сроков их организации в начале каждого месяца. Понимать это следует таким образом: будем проводить тогда, когда это будет выгодно покупателю (а не продавцу).
Интересная поправка содержится и в абзаце с расчетом стартовой стоимости украинской нефти. Фокусники из аукционного комитета предлагают дополнить перечень сортов нефти (помимо российской и азербайджанской нефти) для определения стартовой стоимости некими «другими марками каспийского сырья» и применить к ним понижающий коэффициент 0,85. На практике будет так: провозим через таможню пару цистерн (100 т) какой-то «мачмалы» по заниженной стоимости, применяем к ней дисконт 15% и получаем более чем комфортную цену на 200 тыс. т украинской нефти.
К слову, именно такая постановка вопроса, по словам источников, стала причиной кризиса в «Черноморнефтегазе», который буквально залился своим газовым конденсатом в 2013 г., что едва не привело к техногенной катастрофе. Компании просто показали, почем она должна продать свое сырье, исходя из «нарисованной» справки о таможенной стоимости аналогичного товара. «Черноморнефтегаз» сопротивлялся до последнего, не желая отдавать свой товар за бесценок, поэтому накапливал его, где только возможно. Так что можно предположить, что в результате оккупантам в Крыму достался не только «Черноморнефтегаз», но и немалый запас готовой продукции.
В то же время привязку к котировкам мирового рынка как к наиболее объективному и независимому индикатору в аукционном комитете оставили лишь на случай полного провала — отсутствия импорта нефти в Украину. Хотя именно этот способ определения стоимости украинского сырья должен был бы стать приоритетным и единственным, так как его невозможно «подправить». При этом привязаться лучше действительно не к дешевому Urals, а к дорогому и качественному сорту Azeri Light как к более похожему по составу на украинское сырье. И никаких дисконтов!
Сжиженный газ: рецидив forever
Второй по значимости аукционной позицией является сжиженный газ «Укрнафты» и «Укргаздобычи». Суммарно эти производители формируют до 50% рынка этого энергоресурса в Украине.
Но на слуху этот специфический рынок оказался по иной причине. До последнего времени бал на нем правил Сергей Курченко, который консолидировал в своих руках по сути весь украинский газ. По какой-то нелепой случайности конкуренты-импортеры неожиданно начали сталкиваться с проблемами на таможне, что поддерживало цены на внутреннем рынке на завидном для всего остального мира уровне.
Основу успеха этой схемы составляли объемы газа «Укргаздобычи» и «Укрнафты», которые, как мы уже знаем, должны выставляться на аукционы. Как же они оказывались у младоолигарха? Дело в том, что приоритетным направлением реализации является продажа пропан-бутана для нужд населения по льготной цене, устанавливаемой государством. В последние годы она составляла 2 130 грн/т. По разным оценкам, на «бытовые» нужды уходило не более 20% госгаза, остальное по остаточному принципу направлялось на коммерческий аукцион, где продавалось по рыночной цене (в 2013 г. достигала 12 000 грн/т).
Однако в 2010 г. оказалось, что население в один момент стало нуждаться в 100% выпускаемого госкомпаниями газа. На спецаукционах появился пул компаний, которые начали выкупать весь льготный газ. (Естественно, что для свободных аукционов ничего не оставалось.) При этом вопреки общему мнению выкупался этот газ законно, компании имели все необходимые допуски и отвечали существующим критериям. Другое дело, как они впоследствии этим газом распоряжались…
Крушение империи Курченко в феврале означало революцию на рынке сжиженного газа. Госкомпании снова вернулись к коммерческим аукционам, которые проходят с аншлагами в забытой атмосфере соперничества.
Вопрос же спецаукционов никто не снял. Ничего не изменилось по этой части и в рассматриваемом проекте изменений постановления имени Кирюшина. Тем самым место Курченко теоретически остается вакантным. Рецидив пройденной схемы на рынке считают очень реальным. Что делать?
Единственное предложение, которое есть на сей счет у участников рынка, — монетизировать льготы для населения. Иными словами, продавать весь газ госкомпаний по рыночным ценам, а поддержку потребителям оказывать адресно, путем субсидий. «Цена будет справедливой, производитель зарабатывает, потребитель защищен», — перечисляет преимущества один из газотрейдеров.
***
Как видим, предложения по реформированию аукционов по продаже государственных энергоресурсов имеют косметический характер и сохраняют возможности для злоупотреблений. Однако на худой конец можно работать и с такими правилами — все зависит от персонального состава аукционного комитета. Как минимум, с учетом былых подвигов вызывает вопросы и целесообразность сохранения в аукционном комитете представителей госкомпаний, продающих энергоресурсы, которые в нашем случае являются лицами заинтересованными. Их место было бы правильно отдать чиновникам более широкого круга ведомств, экспертам, представителям отраслевых ассоциаций, чтобы максимально усложнить процесс коррумпирования комитета. И уж точно не тем, кто окончательно скомпрометировал его работу.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти