В начало
Кризис с «токсичной» нефтью вышел в открытое море

Кризис с «токсичной» нефтью вышел в открытое море

«Кризис с “грязной” нефтью, нарушивший поставки сырья из РФ, давно миновал», — заверяют российские чиновники. Однако дюжина танкеров, на борту которых находится загрязненное сырье, говорит о том, что это не так. Решение проблемы обойдется России в сотни миллионов долларов, передает Reuters.

Через два месяца после того, как было обнаружено, что Россия отгружает нефть, загрязненную органическим хлоридом (используется для повышения производительности скважин, но он может разрушить оборудование НПЗ), менее половины от объема загруженного на танкеры сырья нашла своих покупателей.

Более одного миллиона  «хлоридной» нефти, стоимостью около $500 млн, остается бесхозной. Китайские компании отказались ее покупать, что заставляет группу Vitol отправлять «токсичный» груз обратно в Европу. И это притом, что трейдеры изо всех сил пытаются сбыть его, предоставляя скидки в $10–15/барр. ($10–15 млн за танкер класса Suezmax) при текущей цене $65/барр.

«Я не готов рисковать нашим оборудованием только ради дешевой нефти», — сказал представитель расположенного в Северной Азии нефтеперерабатывающего завода.

Трейдеры также заплатили миллионы долларов за демередж, поскольку танкеры с «грязной» нефтью невозможно разгрузить, что не позволяет судовладельцам отправлять их в новые рейсы.

Россия пообещала выплатить компенсацию своим покупателям после подачи претензий. Но только после того, как загрязненная нефть будет продана!

«Проблема в том, что эту нефть зачастую невозможно продать. Так как я могу подать иск?» — вопрошает покупатель российский нефти.

«Иногда возникает ощущение, что Россия ушла от этого вопроса. Они провели встречу с покупателями в начале июня. С тех пор мы больше не общались», — рассказал другой крупный трейдер.

Минэнерго РФ и «Транснефть» не ответили на запрос о комментариях.

Китай сказал: «Нет!»

Новости о «грязной» нефти попали на первые полосы в конце апреля, когда покупатели, получавшие российскую нефть из балтийского порта Усть-Луга и трубопровода «Дружба» в Германии, Польше, Венгрии, Словакии, Украине, Беларуси и Чехии, обнаружили содержание органического хлорида, превышавшее норму в 10–20 раз.

После многонедельных дебатов российская трубопроводная монополия «Транснефть» пообещала выплатить компенсацию российским производителям, таким как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», а также Казахстану, за загрязненную нефть. Эти производители, в свою очередь, должны выплатить компенсации западным покупателям, включая крупнейших нефтетрейдеров Vitol, Glencore, Trafigura, а также нефтяные компании Total, Shell, BP, Eni и PKN Orlen.

Большие надежды возлагались на то, что Индия и Китай приобретут значительную часть «токсичной» нефти, поэтому около 800 тыс. т загрязненного сырья были отправлены из Европы в Азию. Но эти надежды не оправдались.

Китайские таможенные органы запретили местным компаниям покупать «черное золото» с содержанием органического хлорида более 10 промилле, оговоренных российским стандартом. Между тем, в некоторых партиях содержание этого опасного для оборудования химического вещества достигало 200 промилле, сообщили пять трейдеров. Власти Китая от комментариев отказались.

Зафрахтованный группой Vitol танкер Chios I (класс Suezmax) в течение месяца ходил вокруг Суэца. На его борту находилась загрязненная российская нефть, предназначавшаяся для независимого китайского переработчика. Теперь, по информации трейдеров и данным отслеживания судов, груз возвращается в Европу так и не найдя своего покупателя.

Другой зафрахтованный Vitol танкер, Sonangol Rangel (класс Suezmax), перевозивший 140 тыс. т «хлоридной» нефти Urals, которая была куплена китайским независимым переработчиком Bora Group для своего материкового завода в Даляне, в настоящее время направляется на хранение на терминал вблизи Малакки.

Огромный танкер Amyntas (VLCC) с 270 тыс. т «токсичного» сырья, принадлежащего Glencore, отправился в Сингапур, так и не разгрузившись в Китае.

На данный момент только Sinopec было разрешено импортировать 2 млн т «грязной» нефти, которая находится на борту супертанкера New Comfort (класс VLCC) — компания купила эту нефть в начале апреля, до того, как стало известно о загрязнении, сообщили источники в торговых кругах. Судно должно прибыть в китайский порт Нинбо-Чжоушань 12 июля.

Sinopec, Vitol и Glencore отказались от комментариев.

Зигзаг на якоре

В Европе перерабатывать «токсичную» нефть решились только испанская Repsol, шведская Preem и финская Neste Oil, свидетельствуют данные трейдеров и Refinitiv Eikon (речь идет о танкерной нефти; трубопроводную нефть перерабатывает Total — ek). Общий объем принятого этими компаниями загрязненного «черного золота» составил 600 тыс. т, считают отраслевые эксперты.

«Грязную» нефть перед очисткой необходимо разбавить кондиционной. При этом соотношение загрязненной нефти к чистой может достигать 1:20.

«Мы доставили груз [загрязненной нефти] на один из наших заводов. Он все еще очищается и, скорее всего, этот процесс продлится  несколько месяцев», — рассказал Reuters представитель одной из европейских нефтяных компаний.

Между тем как минимум четыре танкера грузоподъемностью по 100 тыс. т стоят на якоре в различных европейских портах. Для хранимой  на их борту «грязной» нефти еще предстоит найти покупателей.

Ситуация усугубляется штрафными санкциями.

По словам четырех торговых источников, стоимость демереджа танкеров превысила 1 миллион долларов за судно. Например, судно FSL Shanghai, зафрахтованное компанией BP, зигзагообразно перемещалось между европейскими портами Вентспилс и Роттердам с момента погрузки в Усть-Луге 2 мая. По состоянию на 24 июня, перевозимая судном нефть оставалась не реализованной. На сегодняшний день британский энергетический гигант должен судовладельцу $1,3 млн в качестве платы за демередж. При этом каждый новый день обходился BP в дополнительные $25 тыс.

BP не ответила на запрос о комментарии.

С 27 апреля зафрахтованное французским энергетическим гигантом Total нефтеналивное судно Mendeleev Prospect (флаг Либерии, дедвейт 113 189 т, построено в 2018 г. — ek) стоит на якоре вблизи польского порта Гданьск. Зафрахтованные Glencore танкеры Searuby (флаг Мальта, дедвейт 114 073 т, построено в 2017 г.) и Searanger (флаг Гонконг, дедвейт 109 165 т, построено в 2009 г.) поставлены на якорь вбизи турецкой Алиаги и у побережья Великобритании соответственно.

Reuters

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти