В начало
Иранское время – $120/барр.

Иранское время – $120/барр.

Нынешняя ситуация на рынке нефти и нефтепродуктов точь-в-точь повторяет прошлогоднюю. Только основную причину взлета котировок в этом году зовут не «Ливия», а «Иран». Новая эскалация конфликта между Востоком и Западом в связи с ядерными разработками Ирана держит энергетические биржи в напряжении. В середине февраля цены пробили отметку $120/барр., обрастая прогнозами один мрачнее другого. Иной вопрос, готов ли сегодня мир к таким прогнозам, не говоря об их реализации?

К новому подъему цен и сезонного потребления украинский рынок подошел неплохо подготовленным, но если ситуация в мире не изменится, в марте будем наблюдать новые ценовые реалии. Ничего экстраординарного не происходит, эту историю мы уже проходили в прошлом году.

Новая волна напряженности была запущена США с целью затормозить ядерные разработки Тегерана. Штаты избрали основной мишенью ключевую статью иранского бюджета – экспорт нефти. По дипломатическим каналам правительство Соединенных Штатов обратилось, а точнее сказать, попробовало надавить на ключевых потребителей иранской нефти.
Евросоюз уже принял решение о введении эмбарго на поставки нефти из Ирана с 1 июля 2012 г., если ситуация к тому времени не изменится. Менее чуткими к «рекомендациям» США оказались Индия, Китай и Япония. В качестве ответных мер Тегеран уже заявил о приостановке поставок нефти в адрес французских и британских компаний, на очереди, по словам главы Иранской государственной нефтяной компании (NIOC) Ахмеда Галебани, Германия, Испания, Италия, Греция, Португалия и Нидерланды. Тегеран также грозится перекрыть Ормузский пролив – единственную артерию, соединяющую Персидский залив с Индийским океаном, по которому добываемая в Саудовской Аравии, самом Иране, а также в Ираке, ОАЭ и Кувейте нефть транспортируется потребителям. Запахло новой войной.
Такое развитие событий создает почву для самых невероятных прогнозов. По этой части лидирует член комиссии экспертов по вопросам международной безопасности при госдепартаменте США Джозеф Чиричионе, который в интервью CBS заявил, что в случае нанесения удара по ядерным объектам Ирана цена на нефть может вырасти до $300/барр.
В реалиях же цена в середине февраля вновь превысила $120/барр., но от этого не намного легче.
«По нашим оценкам, доля затрат на нефть в мировом ВВП достигла уровня 2008 г. Этот уровень может представлять риск для восстановления мировой экономики», – приводит The Wall Street Journal слова директора департамента энергетических рынков и безопасности Международного энергетического агентства (МЭА) Дидье Хуссина. Тревога по поводу докризисных цен на нефть на фоне по-прежнему слабой посткризисной экономики планеты прослеживается все чаще. И хотя данное несоответствие становится все более очевидным, цены продолжают расти. Новый импульс во второй половине февраля им придали хорошие новости из Греции, получившей помощь Евросоюза и МВФ и тем самым избежавшей дефолта.
Весна покажет
Украинский рынок встретил новую волну внешних потрясений без энтузиазма. Неизбежный рост цен, который несут новости с мировых торговых площадок, давно никого не радует. Повышение стоимости нефтепродуктов в прошлом году на 30% привело к более чем 12%-му снижению розничных продаж бензина А-95 – наиболее популярной марки в Украине. Прирост показало дизтопливо, но основная роль здесь принадлежала подготовке к Евро-2012, а в этом процессе цены мало кого интересуют. Соответственно, после исчезновения данного фактора можно ожидать обвала продаж и в этом сегменте.
Помимо внешних причин, играют на повышение и внутренние. С 1 января 2012 г. на 8,9% были проиндексированы ставки акцизных сборов на бензин и дизтопливо. И если по солярке рост налоговой составляющей – незначительные €4/т, или около 4 коп./л в конечной цене на АЗС, то по бензинам – это €16/т, или 16 коп./л. Поэтому небольшое подорожание могло произойти еще в январе, но просевшие мировые рынки, большие запасы и в целом «мертвый сезон» позволили топливным ритейлерам молча «проглотить» повышение налогов.
Сейчас, когда закупочные цены растут, а запасы истощаются, фактор возросших налогов начнет действовать по своему прямому назначению. «В течение декабря-февраля бензины на европейском рынке подорожали на $200/т, а дизтопливо – на $100/т. Кроме того, дешевые декабрьские запасы уже иссякли, и в страну заходит ресурс по новым, высоким ценам», – рассказывает Василий Дмытрив, руководитель департамента маркетинга ПАО «Концерн «Галнафтогаз».
Засуетились и в Минэнергоугольпроме. Правда, в пресс-релизе по итогам заседания Экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефтепродуктов, состоявшегося 17 февраля, отмечается, что «участники заседания не видят оснований для подорожания топлива на украинских АЗС в ближайшее время». В этой связи не совсем понятно, зачем министерство собирается провести очередное заседание в конце февраля, о чем упоминается в том же официальном сообщении? Может, потому что специалисты министерства, используя весьма консервативную методику определения объективной стоимости топлива, сегодня видят на своих мониторах прогноз на начало марта на уровне 10,85 грн/л бензина А-95 и более 10 грн – дизтоплива? (До конца февраля компаниям было рекомендовано придерживаться расчетов на начало месяца – 10,54 и 9,84 грн/л соответственно на бензин и ДТ). В целом веры в министерские сообщения, по крайней мере, по поводу работы Экспертно-аналитической группы по рынку нефтепродуктов, все меньше. Например, недавно выяснилось, что именно участники этой группы голосовали 19 декабря 2011 г. за продление старых стандартов качества нефтепродуктов, хотя со стороны топливных компаний это волеизъявление никто вспомнить не смог. Как не припоминают и самого факта проведения этого заседания. Но мы уверены: найдется и протокол заседания, и соответствующая запись в нем.
В отраслевом министерстве в частности подчеркивают наличие больших запасов «дешевых» нефтепродуктов, что, по мнению чиновников, должно сдерживать цены. Указывают на это и участники рынка, хотя данное утверждение далеко не бесспорное. Составление балансов рынка и потребления нефтепродуктов за последние три месяца (ноябрь 2011-го - январь 2012-го) показывает, что действительно существует буфер по дизельному топливу, хотя и далеко не в размере полумиллиона тонн, как говорят в Минэнерго. По бензинам же не только не виден профицит, но и чувствуется явное отставание от прошлогодних показателей, когда рынок был перелит нефтепродуктами, завезенными еще через приснопамятную «Ливелу» осенью 2010 г. Но даже если расчеты Минэнергоугля о наличии на складах 500 тыс. т ДТ и 240 тыс. т бензина верны, это означает лишь то, что в Украине есть абсолютно нормативный запас нефтепродуктов в размере месячного потребления.
Что же касается прогнозов цен на март, то мнения, как говорится, разошлись.
«Если динамика движения цен на европейском рынке продолжится, то следует ожидать роста цен на АЗС на 50-60 коп. Только подъем будет поэтапным – по 10-15 коп., поскольку потребитель должен привыкнуть к новым цифрам», – говорит Андрей Томашук, директор сети «Укр-Петроль». В свою очередь, руководитель столичной сети «КЛО» Игорь Чернявский считает, что в ближайшее время цены вырастут на 10-15 копеек.
«На рынке еще есть некоторые январские запасы топлива, которые помогут сдержать стремительный рост цен на АЗС», – отметил г-н Чернявский. В «Галнафтогазе» же уверены, что если ситуация в Европе не изменится, цены на А-95 достигнут 11 грн/л.
Есть и другой подход к пониманию ситуации, для этого нужно вернуться на год назад. В марте 2011 г. средняя цена на нефть Brent составила $114/барр., а уже в апреле – $123. К середине апреля цены на А-95 стандарта Евро-5 «на пистолете» выросли до 10,50 грн./л, а на конец месяца ожидался рост до 11 грн./л. Это заставило Юрия Бойко предпринять тяжелый, но единственно правильный шаг – инициировать снижение акцизов со €182 до €132/т, или на 50 коп./л. Это помогло остановить цены на отметке 10,50 грн/л.
За 20 дней февраля 2012 г. средняя цена на нефть Brent составила $117/барр., акцизный налог сегодня выше прошлогоднего уровня – €198/т, цены на «пятый» Евро-5 также кружат вокруг отметки 10,50 грн/л. Если нефтяные цены двинут дальше, сдержать цены на колонках будет сложно. Европа и Штаты уже запестрели ценниками, забытыми с далекого 2008 г. Основным же препятствием на пути роста цен в Украине будут не министерские потуги или мифические запасы, а нежелание трейдеров и далее сокращать число своих клиентов.
Сергей Куюн, «Зеркало недели. Украина» №7, 24 февраля 2012 г.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти