В начало
Херсон пытается причалить к рынку

Херсон пытается причалить к рынку

Херсонский нефтеналивной терминал оказался в мясорубке событий, происходящих на протяжении последних полутора лет. Будучи собственностью Сергея Курченко, осенью 2014 года перевалка в качестве вещественного доказательства была передана в оперативное управление государственному «Предприятию по обеспечению нефтепродуктами». Чуть позже выяснилось, что по факту комплекс оказался в орбите влияния Сергея Тищенко, который выполнил одну из двух основных задач – реализовал нефтепродукты Курченко, но не смог или не успел вдохнуть новую жизнь в работу перевалки. В июне после смены менеджмента обстановка стала оживать. Благодаря чему и надолго ли, это OilNews постарался выяснить и оценить, побывав на объекте в начале августа.

Терминал на двух берегах

На подъезде к Херсонскому терминалу с утра собираются колоны бензовозов. Среди них есть и те, окрас которых хорошо известен широкой общественности. Автопоезда WOG, «КийТрансОйл» и другие вереницами заезжают и выезжают через центральные ворота базы. Над въездом разместилась архаичная надпись «Нефтегавань», которая напоминает о солидном возрасте объекта.

Терминал необычен тем, что разбит на две части, расположенные на разных берегах. С одной стороны Днепра два причала – для морских и речных судов, а также относительно новый скоростной автоналив на 8 постов (даже с рекуперацией паров на рукавах). Здесь же сконцентрировалась основная резервуарная мощность – около 58 тыс. т. Правда, сюда входят и старые мазутные резервуары, которые, по словам руководителя объекта Олега Левченко, фактически не используются.

Эта часть хранилища соединена четырехкилометровыми нефтепродуктопроводами, пролегающими по дну оз. «Погорелое-1», со второй частью базы, расположенной со стороны пригорода Херсона. Здесь также есть резервуарный парк на 14 тыс. т, но главный элемент – железнодорожная эстакада. Есть и автоналив, но, по словам главного инженера объекта Сергея Гудыма, используется мало. К слову, С. Гудым работал на терминале в период его расцвета при «Инфоксе», и был «мобилизован» новым руководством базы. Профессионалы здесь вновь востребованы.

Шторм в Херсоне

Основное развитие комплекс получил при «Инфоксе», который был признанным мастером в этих делах. (Вспомним хотя бы Ильичевский топливный терминал – современную украинскую перевалку, которая была продана «Привату» в 2005 году).

Нынешний владелец – ВЕТЭК насладиться своей собственностью не успел. Купив терминал в ноябре 2013 г. за $120 млн. (по крайней мере, так было заявлено), Курченко был вынужден покинуть страну уже через 4 месяца. Хотя удаленно сохранял контроль над нефтегаванью до осени 2014 года. С 20 мая 2014 г. ее возглавил Борис Шимиган, который ранее работал в команде Феликса Лунева в «Нафтогазе Украины». Как раз в этот период 2014 года Лунев подключился к развитию крымского проекта Курченко, поэтому появление Шимигана в Херсоне легко объяснимо. Одновременно Одесский НПЗ возглавил другой давний знакомый Лунева по «ТНК-ВР Коммерс» – Марк Эпштейн, которого, впрочем, мог рекомендовать и Евгений Калинин – топ-менеджер ВЕТЭК, переехавший вместе с шефом в родную для себя Москву после известных революционных событий.

В рамках уголовного дела против Сергея Курченко Приморский суд Одессы 30 сентября поручил «Предприятию по обеспечению нефтепродуктами» (ПОНП) взять Херсонскую перевалку в оперативное управление. Вместе с терминалом было заблокировано 20 тыс. т нерастаможенного бензина А-95, который в рамках уже упомянутого уголовного дела также было поручено реализовать во избежание порчи.

Андрея Голубея, который возглавлял ПОНП в период передачи терминала на хранение, принято считать человеком Сергея Тищенко, реализовавшего проект продажи нефтепродуктов Курченко, экспроприированных в Василькове у «Роснефти», на Одесском НПЗ и Херсонском нефтеперевалочном комплексе.

Однако мало кто знает, что Тищенко параллельно вел и другую работу – по реанимации перевалки. Главная проблема обнаружилась очень быстро – контрабанда через периферийные порты Очакова, Николаева, Скадовска, Килии, Рени, Измаила. «Мы поставили первый и последний танкер с ДТ в апреле, но, несмотря на сезон, продажи не шли, конкурировать с контрабандой мы не могли», – рассказывает один из менеджеров «Фактора», головного трейдера в бизнесе Тищенко.

Именно в тот период активисты Майдана установили блок-посты в проблемных портах, которым явно содействовала милиция (возглавляемая представителем «Народного Фронта» Арсеном Аваковым). Тогда же депутаты из «Народного фронта», один из лидеров которого Сергей Пашинский является давним другом Тищенко, обвинили начальника СБУ по борьбе с коррупцией Юрия Артюхова в «крышевании» топливной контрабанды через порты. Неизвестно, имел ли этот господин такой грех, но после его увольнения контрабандный поток действительно усох. Правда, не будем забывать и о том, что в этот же период начала работу новая команда Госфискальной службы, а с ней и Энергетической таможни, получившей право на работу от Минфина 1 июня 2015 года. Как бы там ни было, но в итоге факт перекрытия контрабанды нефтепродуктов подтверждают все опрошенные трейдеры, знакомые с ситуацией в южных широтах.

Человек из логистических глубин

Но вернемся в Херсон. Воспользоваться благами цивилизованного рынка Тищенко не смог. В июне Андрей Голубей был отстранен от должности, а на его место пришел Аркадий Бородкин. Как он оказался на этом месте, точно неизвестно. «В начале мая у меня зазвонил телефон, голос представился министром энергетики и угольной промышленности, пригласил в министерство на разговор», – рассказывает Бородкин.

Здесь Демчишин, которого сегодня критикуют все кому не лень, попал в цель. Бородкин 15 лет работает в сфере морской и железнодорожной логистики, фрахтования, бункеровки и агентирования флота в портах Дуная, Днепра и Черного моря. О многом говорит и тот факт, что с 2003 по 2008 год он работал руководителем группы перевалки в ООО «ТНК-ВР Коммерс». В этот период «танкисты» вышли на пик «формы», реализовав немало блестящих логистических схем.

Приняв за последний год два танкера «Фактора» в апреле, уже в июле в Херсоне ошвартовались 4 танкера, которые суммарно привезли 15 тыс. т нефтепродуктов. «Я пообещал грузовладельцам, что при мне не будет никаких игр с потерями, недоливами, качеством. Мне поверили», – говорит одессит Бородкин, добавляя, что со многими участниками рынка он знаком лично. «Если обстоятельства начнут складываться так, что мне придется нарушать обязательства перед клиентами, меня тут не будет», – утверждает директор ПОНП. Между тем, он отмечает, что пришлось скорректировать и тариф на перевалку, ведь Херсон на рынке не один: «Порты «Большой Одессы» (Ильичевск, Одесса, Южный – прим. авт.) объективно выигрывают у нас по логистике, необходимо конкурировать».

На сегодня в резервуарах терминала хранятся грузы трех компаний – WOG, «Митгард» и «Сармат Ойл».

В течение всего дня пребывания на нефтетерминале не было и момента, чтобы автоналив простаивал. Бензовозы курсируют без перерыва. Это сразу вскрывает ключевую проблему комплекса – неработающий ж/д-налив. Точнее, он работает, но между ним и резервуарами проходит 4-километровый трубопровод.

«Его работоспособность вызывает ряд вопросов, неизвестно, сколько врезок могли в нем сделать за это время», – отметил Бородкин. На данный момент найден несколько экзотический выход – перевозка с одной части терминала на другую с помощью бензовозов с последующим наливом в вагоны.

«Мы готовим план по развитию терминала для министерства. Он будет включать и вопросы модернизации, и изменения, необходимые для привлечения новых партнеров», – говорит Аркадий Бородкин.

 *   *   *

Как показывают последние события, перспективы Херсонского комплекса зависят далеко не от него самого и работающих там «бородкиных» и других трижды профессионалов. OilNews подробно освещает херсонские приключения компании «Сармат Ойл», которая столкнулась с произволом местных налоговиков и милиции. Под смехотворными предлогами, включая присуждение порту Кавказ статуса оккупированной территории, силовики совместно с местными судьями устроили настоящую охоту на «Сармат Ойл». Во время посещения Херсонского терминала следователи ГФС в буквальном смысле дежурили у ворот предприятия. Созданная обстановка мало располагает к дальнейшей работе с перевалкой, хотя последняя абсолютно не при чем. А планы поставок были и есть. Определенные надежды связаны с началом полноценной работы Энергетической таможни с 1 августа, у которой руки до Херсона дошли в последнюю очередь. 

 
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти