В начало
Добрый джинн в газовом баллоне

Добрый джинн в газовом баллоне

Город Констанца в Румынии. Небольшой «дворовой» магазин. Пиво, вода, хлеб – все, как в любом украинском провинциальном городке. Из картины выбивается лишь контейнер с газовыми баллонами. Прямо тут, в местной булочной, можно купить баллон с пропан-бутаном или обменять свой пустой на полный. Благодаря такой пенетрации (проникновению на рынок) сжиженного углеводородного газа в Европе, в общем объеме его потребления на бытовой сектор приходится не менее 20%.

В Украине же потребление «баллонного» газа населением, по официальным данным, не превышает 5% от всего объема пропан-бутана. Причина – устаревшая нормативная база и недостаточная борьба государства с теневым сегментом рынка, что в комплексе консервирует взрывоопасную ситуацию. В самом что ни на есть прямом смысле этого слова.

Популярность пропан-бутана в большинстве стран Европы связана с недостаточной газификацией населенных пунктов природным газом. Тогда как в Украинской ССР, имевшей когда-то мощную собственную газодобычу и обладающей разветвленной системой газопроводов, актуальность автономной газификации традиционно была ниже, чем, к примеру, в Италии.
Однако размеры страны все же диктовали развитие программ по использованию сжиженного газа как топлива для приготовления пищи и отопления в домохозяйствах и промышленности.
Не последней Украина была и по использованию сжиженного газа на транспорте. Именно усилиями властей и отраслевых энтузиастов ряда областей еще в 1990-х гг. была сформирована культура потребления газовой смеси на транспорте: в принудительном порядке муниципальный транспорт переводили на пропан-бутан. Это диктовало необходимость развития инфраструктуры – строительства газонаполняющих станций (хранилищ для сжиженного газа), которые параллельно занимались и дистрибуцией бытовых баллонов.
Но за годы независимости отрасль бытового газа благополучно усохла, как, впрочем, и немало других секторов экономики. Одновременно с инфраструктурой стареют и газовые баллоны, многие из которых уже отметили 30-летний юбилей. Все это приводит к трагедиям, число которых, говорят участники рынка, государственная статистика отображает далеко не в полной мере.
За баллон ответишь
Основной причиной стагнации сектора бытового потребления сжиженного газа является несовершенство законодательства. Емкость со сжиженным газом у нас до сих пор приравнивается к бомбе, в то время как, например, в Турции газгольдер можно увидеть в любом отеле. И если боязнь этого энергоносителя в водительской среде в основном удалось победить, то многие горожане боятся одного вида газового баллона.
Все дело в том, что согласно закону заправлять и продавать баллоны со сжиженным газом имеют право лишь организации, располагающие определенной технической базой. Большинство из них – некогда государственные предприятия по газоснабжению и газораспределению, то есть гор- и облгазы, которые по сути являются монополистами во многих регионах и районах. Их руководители даже не скрывают, что со своими функциями не справляются в силу разных причин. Но в первую очередь у них нет экономических стимулов – из-за высокой цены заправленные баллоны практически не приносят прибыли.
«Об инвестициях в обновление основных средств, повышении качества ремонта баллонов, достаточных зарплатах сотрудников и т.д. и думать не приходится», – говорит представитель одного из крупных облгазов в Восточной Украине.
В таких условиях у жителей негазифицированных районов остается единственный выход: заправка баллона на ближайшей АЗС, где реализуют газ для автомобилей. Нужно ли говорить, что это категорически запрещено, ведь на заправке никто не занимается осмотром баллона на предмет течи, он не взвешивается для определения остатка газа, что необходимо для наполнения 85% емкости. Короче говоря, заправка происходит «на глаз», что является основной причиной последующих трагических событий.
Частные компании также неохотно занимаются бизнесом в бытовом секторе сжиженного газа. Прежде всего, необходимо иметь мощности по хранению газа и обслуживанию бытовых баллонов, а также собственную аварийную службу газа (телефон 104), которая реагирует в случае взрыва баллона. Построить свою газонаполняющую станцию (ГНС) при существующих нормативах – фантастика, так как для таких проектов необходимы и весьма фантастические суммы. Поэтому весь частный сектор концентрируется вокруг еще советских ГНС, а службы реагирования отдаются на подряд облгазам. Те идут на такое сотрудничество крайне неохотно, в конце концов, это помощь прямым конкурентам.
Однако главным фактором, сдерживающим развитие частного бизнеса в секторе бытового газа, является устаревший механизм определения ответственности за состояние баллона. В случае взрыва бытового баллона ответственность ложится на компанию, отпустившую баллон с ГНС. Но, как было сказано выше, отпустивший баллон с ГНС и последний заправивший его – зачастую не одно и то же лицо.
«Люди не хотят ждать, пока мы заменим их баллон, поэтому идут на заправку. В итоге по ведомостям выясняется, что 18-литровый баллон используется по полгода и дольше, хотя на практике его хватает на месяц-два», – говорит сотрудник облгаза.
По словам замдиректора компании «Надежда» Станислава Батраченко, также исполняющего обязанности президента «Украинской ассоциации сжиженного газа» (УАСГ), в данной ситуации следовало бы перенять опыт соседних стран, в которых бытовой сектор потребления сжиженного газа развит куда лучше, чем в Украине.
«Там, как правило, каждый оператор имеет свой цвет баллонов и несет ответственность только за него. По мере накопления баллонов участники рынка обмениваются накопившимися друг у друга чужими баллонами. То есть я могу принять чужой баллон у потребителя, но заправлять его не имею права», – описывает практику соседних стран руководитель отраслевой ассоциации.
Впрочем, и это не главная проблема. Если цивилизованная часть рынка еще может выстроить отношения, то как быть с теневым сектором, так называемыми наливайками при дороге (газовоз с заправочным пистолетом), и уже упомянутой проблемой недопустимой заправки баллонов на АЗС?
«За полтора года активной деятельности в Крыму мы приняли у населения и отремонтировали более 30 тыс. емкостей, затратив на это около 1,7 млн грн,  –  говорит С. Батраченко. – Это инвестиции, которые мы бы хотели защитить, а вместо этого пока получаем ответственность за деятельность нелегальных заправщиков».
Очевидно, что в сложившейся ситуации крайне необходимы усовершенствование законодательства и безжалостная борьба государства с нелегалами. Но если на борьбу с «наливайками» настроены все ведомства, то отвадить «пистолетчиков» заправлять газовые баллоны на АЗС зачастую не могут даже собственники автозаправок. За 5-10 грн «премии» операторы напрочь «забывают» о категорическом запрете заправлять баллоны.
Велосипеда не нужно
Значительно упростить ситуацию позволило бы изменение законодательства с целью разрешить продавать или обменивать уже заправленные газовые баллоны в торговых сетях, в том числе и на автозаправках. В УАСГ отмечают, что камнем преткновения тут является точка переноса ответственности за безопасность. Сейчас это происходит следующим образом: оператор доставляет баллоны в населенный пункт, устанавливает его на место использования, проверяет его целостность, делает запись в абонентской книжке, берет расписку с пользователя и только потом снимает с себя ответственность.
«В странах, где эта отрасль развита больше, вы можете видеть заправленные баллоны в свободной продаже: в хозяйственных магазинах, на АЗС. Там ответственность переходит на конечного пользователя, как только тот взял баллон с полки магазина», – поясняет С. Батраченко. По его словам, компания-продавец гарантирует безопасность использования этой емкости.
Как сообщают в «Украинской ассоциации сжиженного газа», которая с 2011 г. входит в «Европейскую ассоциацию сжиженного газа» (AEGPL), сейчас ведется работа с польскими коллегами и Государственной службой горного надзора и промышленной безопасности (Госгорпромнадзора) по эффективному применению опыта западных соседей в Украине.
Вне сомнения, вывод баллонов в легальную продажу снизит частоту несчастных случаев при использовании пропан-бутана в быту и в то же время упростит и повысит удобство пользования. Параллельно возрастет и доверие населения к пропан-бутану как альтернативному энергоносителю, которое сейчас подорвано постоянными трагедиями из-за «левой» заправки баллонов. Также можно ожидать ускоренного обновления парка баллонов.
Очевиден и экономический выигрыш государства. Находящийся в тени сектор во многом выйдет из тени со всеми вытекающими последствиями, а точнее сказать, налогами. Облегчение доступа к альтернативному энергоносителю откроет перспективы, о которых сегодня многие и не догадываются. Как показывают профильные выставки в странах с развитым рынком сжиженного газа, баллон пропан-бутана уже встречается в самых неожиданных местах. Он питает генераторы, обогреватели, барбекю и даже мотокосилки.
Не без помощи властей в Европе развивается и газовая когенерация. Например, имея газовую емкость у себя во дворе, многие польские домохозяйства уже независимы не только от недоступного природного газа, но и от электросети. Для Украины это пока далекая, но, впрочем, абсолютно реальная перспектива.
Артем Куюн, «Зеркало недели. Украина» №28, 17 августа 2012 г.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти