В начало
Этиловый спурт

Этиловый спурт

В предвкушении роста спроса на биоэтанол спиртовики «задрали» цены вдвое от обещанных министром аграрной политики и продовольствия. Закон №4970 от 19.06.12 г. «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов» еще не заработал, а операторы рынка моторного топлива уже забили тревогу.

Напомним, новым документом предусматривается поэтапное введение обязательного содержания биоэтанола в бензинах. В частности, на 2013 г. вводится рекомендуемая норма о 5%-ной добавке спирта в бензин, а в 2014-2015 гг. такое содержание этанола станет уже обязательным для всех бензинов, реализуемых на территории Украины. После этого, т.е. с 2016 г., Украина должна перейти на обязательную 7%-ную добавку биоэтанола в топливо. Как уже писал БИЗНЕС, при разработке Закона не были учтены предупреждения специалистов о неготовности украинского автомобильного парка к повальному использованию смесевых бензинов, которое может обернуться неприятностями для владельцев транспорта. Увы, во главу угла были поставлены интересы государственного монополиста в лице ГП «Укрспирт» которому сейчас, в условиях падения производства водки в Украине, жизненно необходимо заполучить гарантированный рынок сбыта для 40-42 млн дал спирта ежегодно. Именно со стороны «Укрспирта» и последовали первые неприятности для рынка.

Сколько стоит
В конце июля украинские производители моторного топлива призвали спиртовиков несколько «поумерить аппетиты», пересмотреть свою политику ценообразования на биоэтанол и снизить его стоимость. В частности, как заявляют в Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива и энергии Украины (АПЕУ), сейчас отечественный биоэтанол предлагается по 11,5-12 тыс.грн. за 1 т, что делает его неконкурентным по сравнению с импортными аналогами, которые стоят 10-10,5 тыс. грн/т. Естественно, такая ценовая политика приведет к удорожанию конечной продукции, и в условиях высококонкурентного топливного рынка поставщики бензина будут искать любые возможности отказаться от использования отечественного спирта в пользу импортного сырья.
«Главная цель принятого в июле Закона, предусматривающего обязательное добавление биоэтанола в бензины, – обеспечить стабильный и растущий рынок сбыта продукции для стагнирующей спиртовой отрасли. Но чуда не произойдет: если украинская продукция будет дороже импортной, заставить производителей нефтепродуктов поддерживать национального производителя будет практически невозможно», – лишний раз напоминает Виталий Давий, президент АПЕУ.
Выход из ситуации г-н Давий видит в совместной со спиртовиками разработке алгоритма расчета цен на биоэтанол с учетом мировых тенденций и конъюнктуры украинского топливного рынка.
«Необходимо принимать во внимание стоимость сырья для производства биоэтанола. В Бразилии, скажем, «этанольная» отрасль регулирует цены на сахар. Если на рынке перепроизводство тростника, то за счет увеличения производства этанола он стабилизируется. В Украине также можно разработать подобную систему «противовесов». В любом случае цена на топливо с биологическими компонентами должна быть ниже, чем на обычные нефтепродукты. Иначе смысла заниматься всем этим нет», – рассуждает г-н Давий.
Но возможен ли такой алгоритм? По мнению Геннадия Рябцева, заместителя директора по научной части НТЦ «Психея», – вряд ли.
«Отечественные спиртовые заводы потребляют вчетверо больше электроэнергии, чем предприятия Европы. Для получения 1 л продукта они тратят 8-11 кг пара, тогда как европейские – не более 3 кг. Хотя в ГП «Укрспирт» и утверждают, что способны обеспечить топливный рынок биоэтанолом по 8 тыс. грн/т, его отпускная цена в 2011 г. была втрое выше, чем в Белоруссии, и вдвое выше, чем в РФ и Польше. При этом в ЕС остановились более 20 спиртовых предприятий, не выдержавших конкуренции с бразильским спиртом, 1 л которого стоит около $0,5», – пояснил эксперт.
Сергей Куюн, директор ООО «Консалтинговая группа А-95», напоминает, что в начале 2000-х гг. Дрогобычский и Надворнянский НПЗ проводили эксперимент по производству смесевого бензина с биоэтанолом.
«Уже на второй месяц программа была свернута – спиртовики «задрали» цены, как только почуяли потребителя. Поэтому уговаривать кого-то снизить их, как это делают в АПЕУ, бесполезно. Нужно завозить, показывать, что это возможно, и только потом цены снизятся», – сказал С. Куюн.
Возможно, нынешняя ситуация знаменует начало длительного противостояния между поставщиками топлива, спиртовой отраслью и властями, предполагает Леонид Косянчук, президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины».
«Накануне принятия этого Закона министр аграрной политики и продовольствия озвучивал себестоимость этанола – 6-8 тыс. грн/т. Как мне кажется, нынешние цены на этанол – это своеобразный «пробный шар» от производителей: авось прокатит. И это еще не предел, если учесть, что на 2013 г. норма об использовании биоэтанола носит лишь рекомендательный характер. Не знаю, насколько этот Закон уменьшит зависимость Украины от импорта нефтепродуктов, но то, что он поставит рынок в зависимость от «аппетитов» монополистов, – однозначно», – убежден г-н Косянчук.
Отметим, что пока бензин с добавкой биоэтанола в Украине производится в крайне незначительных количествах. Например, в 2011 г. на Шебелинском ГПЗ его было произведено около 3 тыс. т, взялись за его изготовление и на мощностях ООО «Азовская нефтяная компания» (г. Мариуполь). Генеральный директор компании Андрей Чередников публично поддержал вывод экспертов о том, что добавление биологических компонентов украинского происхождения приведет к удорожанию конечной продукции, однако от более подробных комментариев БИЗНЕСу (в частности, у кого и по какой цене предприятие закупало биоэтанол до недавних пор) пока воздержался.
Как ввезти
Как полагают эксперты, гораздо более реальный выход – не искать компромисс с предприятиями ГП «Укрспирт», а начать импортировать биоэтанол. Действительно, подтвердили в АПЕУ, сейчас ряд компаний – поставщиков моторного топлива изучают возможность закупки этого компонента в Молдавии, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и возможность закупки дешевого бразильского этанола, который даже с учетом доставки в черноморские порты окажется дешевле украинской добавки.
«Если закупать этанол в Европе, то конечная стоимость его после таможенной «очистки»не превысит 9,5-10 тыс. грн/т. И это уже с учетом заработка импортера», – рассказал БИЗНЕСу Леонид Косянчук.
Кроме того, как считает Сергей Куюн, импорт этого компонента, по крайней мере, в ближайшие годы, неизбежен. Ведь проблема кроется еще и в неготовности отечественной спиртовой отрасли к производству необходимого количества биоэтанола, которая сейчас ориентирована исключительно на производство пищевого спирта.
«Для производства биоэтанола необходима модернизация спиртозаводов, а средств на это пока нет. Технологии очистки пищевого спирта от воды имеют лишь единицы, и этих мощностей недостаточно для насыщения рынка отечественным биоэтанолом. Поэтому, похоже, Закон об обязательном использовании биоэтанола пока накормит не столько украинских аграриев, сколько зарубежных», – полагает г-н Куюн.
Не все так просто и с самой процедурой импорта. Биоэтанол, повторимся, является этиловым спиртом, и все операции с ним регламентированы Законом «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий». В соответствии с ним импорт спирта может осуществляться лишь государственными предприятиями, уполномоченными Кабинетом министров. На деле это выглядит следующим образом: сейчас в Украине действует лишь одна лицензия на право импорта спирта, и выдана она все тому же ГП «Укрспирт». Иными словами, мы возвращаемся в исходную точку – к диктату цен государственным монополистом. Пока у производителей топлива остается лишь одна «лазейка».
«Могу предположить, что закупаться будет не биоэтанол, а этанолсодержащая продукция – компонент моторного топлива», – заметил Геннадий Рябцев.
Кроме того, как говорит Сергей Куюн, пока никто не запрещает импортировать и сам готовый смесевый бензин с добавкой «искомых» 5% биоэтанола. Правда, Леонид Косянчук отмечает, что в Украине уже есть печальный опыт монополизации рынка сжиженного газа, который показывает, что идея замещения отечественной продукции более дешевым импортом с легкостью может быть «зарублена на корню».
«Сценарий опробован и действует эффективно. Достаточно задержать на таможне груз на 20-30 дней, и цена импорта уравняется с «забаганками» монополиста», – напоминает он.
Таким образом, уже сейчас можно утверждать, что подписанный Закон об обязательном добавлении биологических компонентов в моторные бензины стал толчком к повышению отпускных цен на отечественный биоэтанол. Решив проблему загрузки предприятий пищевой отрасли, власти «попутно» создали массу проблем на топливном рынке. Похоже, что рано или поздно им все-таки придется решать вопрос о пересмотре действующего законодательства в части монополизации импорта биоэтанола и допустить на этот рынок независимых импортеров.
Об альтернативах
Юрий Забияка, вице-президент адвокатской фирмы «Трамацкий и партнеры»:
– В 2009 г. в ст.2 Закона «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» были внесены изменения, предполагающие возможность получения лицензии на производство биоэтанола предприятиями негосударственной формы собственности. Увы, на сегодняшний день «альтернативные» игроки на рынке производства биоэтанола не появились – в перечне производителей (утвержден постановлением Кабмина №1375 от 05.12.2007 г.) значатся 12 спиртовых заводов государственной формы собственности. За последующие годы этот список дополнен не был, несмотря на существующие таможенные льготы в части ввоза оборудования для производства альтернативных видов топлива и компонентов к ним. В то же время, не желая стимулировать импорт альтернативного топлива, государство не спешит расширять и перечень субъектов, которые могут импортировать биоэтанол. Импорт всех видов спирта (кроме спирта для медицинских и ветеринарных целей), в том числе и биоэтанола, – по-прежнему прерогатива государственных предприятий (ст.14 Закона «О государственном регулировании...»). Вместе с тем к заявлениям производителей о переходе на импортное сырье следует относиться серьезно – ведь кроме биоэтанола существует масса добавок к нефтепродуктам, изготовленных на его основе. Поэтому при наличии экономической выгоды и технологической возможности замены биоэтанола такими добавками не исключено, что некоторые его производители, вместо того чтобы закупать спирт у отечественных заводов, будут вполне легально импортировать так называемые «присадки» к топливу для использования их в промышленных объемах.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти