В первый рабочий день 2011 г., 10 января, стало известно, что еще 22 декабря 2010-го Высший административный суд оставил в силе решения судов нижестоящих инстанций, которыми украинско-польскому совместному предприятию «Тайстра» и всем его дочерним компаниям были предоставлены права на безналоговый импорт. Решение суда обжалованию не подлежит.
В прошлом году появление безналогового импортера – компании «Ливела» (дочерняя структура «Тайстры») стало одним из ключевых событий на топливном рынке Украины. С начала ее работы в августе 2010-го и к ноябрю через эту полтавскую фирму «прошло» около 80% импорта нефтепродуктов, что составило порядка 30% всего рынка нефтепродуктов. За указанный период «Ливела» «оформила» более 1 млн т бензина и дизтоплива, а также около 0,5 млн т нефти. По подсчетам Антимонопольного комитета, бюджет Украины недополучил 3 млрд грн.
Однако в конце ноября 2010-го, словно по команде, «Ливела» остановилась. Потом стало известно о поручении Виктора Януковича Антимонопольному комитету разобраться. Всплыла на поверхность и таможня, в лучших традициях поблагодарившая президента за прекращение этого беззакония. Все как по детскому классику Чуковскому: «Саблю вынимает и ему на всем скаку голову срубает…» Казалось, вот и сказочке конец.
Хэппи-энда не случилось. Главный вопрос, над которым сегодня ломают голову участники рынка нефтепродуктов: «Решение суда – подстраховка от претензий по былым «подвигам» или начало нового этапа работы «Ливелы»?» Большинство мнений сводится к тому, что судебное решение такого уровня в нашей стране является серьезной инвестицией. А деньги, как известно, нужно возвращать. Иными словами, рынок спорит уже лишь о дате возобновления безналоговых поставок. По имеющимся данным, «льготники» уже провели переговоры с владельцами нефтеперерабатывающих заводов, предлагая «оптимизировать» НДС на импортную нефть. Между тем услуга по «очистке» от акцизного сбора, говорят, в прейскуранте пока не значится.
Владельцы НПЗ, к слову, в данной ситуации являются главной пострадавшей стороной. Как ранее сообщало «Зеркало недели», в октябре 2010 г. под напором безналогового импорта и контрабанды через южные порты был вынужден остановиться Одесский НПЗ «ЛУКОЙЛа». Переработка нефти на Лисичанском НПЗ компанией ТНК-ВР была снижена до минимума (и резко увеличена после ноябрьской остановки «Ливелы»). Выход из ситуации обозначил третий ключевой представитель украинской нефтепереработки – «Укртатнафта», контролируемая группой «Приват»: поставки импортной нефти на предприятие пошли через «Ливелу». В ноябре была отработана и схема по «обезакциживанию» бензина путем псевдоэкспорта: «кременчугский» бензин отправлялся на экспорт в морском порту, но, не покидая акватории порта, возвращался в режиме «импорт». Разумеется, через «Ливелу».
Появление судебного решения и новых ожиданий безналогового ввоза нефтепродуктов в Украину, вероятно, имеет серьезные предпосылки. Если проще – сулит большие деньги.
Во-первых, с 1 января 2011 г. в Украине на 40% повышен акцизный сбор – со €132 до €182/т для бензинов и в среднем с €65 до €90/т для ДТ. Поскольку льготник получил право не платить акциз, его увеличение будет лишь приятным бонусом в размере €50/т (плюс дополнительный бонус в €10/т в виде НДС на акциз). С немного меньшим, но все равно завидным результатом проходят операции с дизтопливом. Но и на этом «подарки» не заканчиваются: с 1 января впервые будет облагаться акцизом сжиженный газ. Это еще €40/т.
Во-вторых, продолжаются дебаты о введении пошлины на импорт нефтепродуктов. Размеры возможной пошлины будоражат воображение: €130/т для бензина, €80/т – ДТ и €40/т – пропан-бутана. Если эта норма будет принята, пошлина автоматически станет «добычей» льготника, ведь он получил гарантии сохранения режима налогообложения образца 1992 г. Тогда, как известно, в независимой Украине не было ни НДС, ни акциза, не говоря уж о пошлинах. Размер возможной оптимизации (а это три перечисленных налога) может составить $620 на тонне бензина и $400 – на тонне дизтоплива.
Намного меньшая премия в прошлом году загнала в оптимизационную дыру почти весь топливный импорт, а резко возросшие ставки при описанном раскладе вообще не оставят ему шансов попасть в Украину иным путем. Год такой «работы», и на «сэкономленные» средства можно будет купить все, что на этом рынке вообще есть, – и заводы, и заправки. Тем более что стоить они будут недорого.
Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, для «Зеркала недели. Украина»
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти