В начало
Альтернативе необходима помощь, или Сжиженный газ требует действий

Альтернативе необходима помощь, или Сжиженный газ требует действий

Интерес к рынку сжиженного углеводородного газа в Украине давно достиг максимального уровня. Важный показатель – проведение отраслевой конференции, которая по посещаемости не уступает специализированным мероприятиям в СНГ и государствах Восточной Европы. В конце октября Киев принимал участников форума LPG Ukraine-2012.

Одной из главных новостей форума стало первое в новейшей истории Украины сокращение рынка автомобильного газа, произошедшее после ударной пятилетки, в течение которой потребление этого энергоносителя возросло вдвое. Переход на новый этап украинского рынка пропан-бутана поставил на повестку дня такие «забытые» вопросы, как коммунально-бытовое потребление, по-прежнему остающееся в каменном веке, и нормативную базу, нуждающуюся в коренной модернизации.
Форум LPG Ukraine (LPG – liquefield petroleum gas, или сжиженные углеводородные газы) проводится лишь в третий раз, однако уже стал обязательным пунктом в календаре участников рынка сжиженного газа. В 2012 году конференция собрала более 150 делегатов, представляющих 90 компаний и организаций. Международный характер форума подчеркивает постоянно расширяющаяся география. В этом году она охватила 19 стран СНГ, Западной и Восточной Европы и Азии.
«Вместе весело шагать»
Большой блок программы конференции в этот раз был посвящен деятельности крупнейших отраслевых объединений: Европейской ассоциации сжиженного газа  – AEGPL (European Liquefied Petroleum Gas Association) и национальной польской ассоциации  – POGP. Безусловно, задачи, решаемые мастерами цивилизованного лоббизма из AEGPL в  структурах Евросоюза, значительно отличаются от тех, которые стоят на повестке дня перед их украинскими коллегами. Однако поучиться у европейцев есть чему.
Главной целью «еврогазовиков» является популяризация пропан-бутана и его защита от различных «посягательств», угрожающих его использованию. Работа заключается не только в убеждении, но и в проведении научных исследований, показывающих, что пропан-бутан более дружелюбен к окружающей среде. В ответ на наступление дизельного топлива как наиболее популярного моторного топлива в Европе, активисты ассоциации противопоставляют меньшее образование копоти при сгорании сжиженного газа. В Европе это работает.
Из новых вызовов, с которыми столкнулись в AEGPL, – проект европейской налоговой директивы, в которой законодатель предлагает уравнять акцизы на газ во всех странах ЕС на максимально действующем уровне.
«Предлагаемый налог в четыре раза выше, чем нынешний средний уровень в государствах – членах ЕС, – не скрывал беспокойства генеральный менеджер евроассоциации Самуэль Маубанк во время своего выступления перед участниками LPG Ukraine-2012. – Естественно, это ударит по ценам и похоронит перспективы рынка. Например, во Франции такой газ может подорожать на 77%».
Последствия налоговых перекосов наглядно демонстрирует опыт стран Балтии. В Эстонии, например, рынок газа был убит налогами. А вот латышам удалось реанимировать стагнирующий рынок своевременным снижением акциза, о чем поведал директор латвийской LatGas Аугустс Лесалик.
В Украине отраслевым ассоциациям еще предстоит заявить о себе. В частности, Украинской ассоциации сжиженного газа (УАСГ). Во многом это связано с приходом к управлению объединением Станислава Батраченко из полтавской «Надежды» –  безусловного лидера этого рынка.
К слову, накануне конференции г-н Батраченко был официально избран президентом УАСГ. «Направления и принципы работы будут пересмотрены. Думаю, мы начнем с реализации таких практических рекомендаций наших европейских коллег, как выстраивание диалога с властями, наметим пути модернизации нормативной базы», – отметил он.
Время изменить подходы
Продолжая сравнивать Украину с ЕС в газовом плане, нельзя обойти стороной коммунально-бытовой сектор, который у нас безнадежно отстал в своем развитии. Красноречивым примером нынешней ситуации является тот факт, что в Украине невозможно точно подсчитать спрос на бытовой газ. Разве что очень приблизительно. Плюс проблема в чрезмерной зарегулированности этого сектора, что приводит к его стагнации. Если следовать действующим нормативам, цивилизованно работать в этом бизнесе невозможно.
Продавать бытовые газовые баллоны позволяется лишь с обязательной установкой емкости на месте ее использования (на дачах, в домах негазифицированных сел). Продажа на АЗС или в других торговых точках, как это происходит везде, в Украине запрещена. Норма, разрешающая продажу баллонов на АЗС, будет включена в новые строительные нормы. Однако уже больше трех лет проект документа находится в подвешенном состоянии и, как выяснилось на конференции, еще не скоро из него выйдет. А что же облгазы, на которые государство возложило ответственность за решение этой проблемы, в частности за обеспечение баллонным газом населения? Андрей Сиденко из «Харьковрегионгаза» в своей презентации рассказал о состоянии основных фондов облгазов, которую в зале тут же нарекли фильмом ужасов. Причина: доходы от продажи сжиженного газа не покрывают расходов, не говоря уже об инвестициях в развитие этого сегмента энергорынка.
«Утвержденная государством цена баллона газа втрое ниже рыночной», – подчеркнул А. Сиденко. При этом все признают, что дешевого государственного газа, распределяемого на спецаукционах, хватает «буквально на пару дней».
«Утвержденная государством цена баллона – 120 грн – втрое ниже рыночной», – подчеркнул Сиденко. Получается, что облгазы в убытках (хотя в это трудно поверить), а потребители остаются без газа. Закономерный итог любой бездарной дотационной программы. Поэтому население вынуждено ехать с баллонами на «подзаборные наливайки» или к газовозам в лесопосадках. И в результате налива «на глаз» имеем огромное число несчастных случаев (их статистика, видимо, очень далека от официальной).
«Нам говорят: принимайте меры, закрывайте заправки, наполняющие баллоны. Мы же отвечаем: «Если мы их закроем, кто будет снабжать население газом?!» – поделился мнением в узком кругу присутствующий на конференции чиновник.
Изменить эту ситуацию можно, отказавшись от механизма распределения «дешевого» газа на спецаукционах, с переходом на монетизацию льгот населения. Проще говоря, это когда весь газ продается и покупается на рынке. А те, кому действительно нужны льготные цены, получают денежную компенсацию из бюджета. 
Стоит отметить, что к этому эволюционным путем уже пришли в Российской Федерации. По словам российских гостей LPG Ukraine-2012, скорее всего, уже со следующего года так называемого дотационного газа в РФ не будет.
Все нормально: падаем
Дикому баллонному рынку неспроста уделили полдня на крупнейшем украинском форуме. Придание этому рынку цивилизованных черт, по мнению отраслевых энтузиастов, – один из основных перспективных трендов национального рынка пропан-бутана, который уже начал демонстрировать падение. «Консалтинговая группа А-95» по итогам 2012 г. ожидает падения объема покупок автомобильного газа на уровне 49 тыс. т (в месяц), что на 6% меньше относительно рекордного предыдущего года, когда было куплено около 811 тыс. т.
С одной стороны, на фоне общего снижения потребления моторных топлив участники конференции не склонны драматизировать ситуацию. Например, по расчетам «А-95», ценовое соотношение газа с бензином в текущем году было даже лучше, чем в 2011-м. С другой стороны, это свидетельствует о том, что на нынешнем этапе рынок близок к своему насыщению. Свое ценовое преимущество сжиженный газ начинает исчерпывать – все, кто хотел сэкономить путем перехода на это топливо, уже сделали это. Стимулирование потребления требует решения старых проблем и применения новых подходов к потребителю.
 
Директор компании «Род-Ник» Анатолий Никитенко: «Цена все менее важна для потребителя газа, ему нужны сервис и качественный подход»
«Развитие региональных рынков остается крайне неоднородным, – говорит Андрей Корольчук, руководитель газового направления второй в Украине газовой сети WOG. – В то время, как восточные регионы богаты как сетью АГЗС, так и сервисом для автомобилей на газе, западная часть страны по-прежнему остается неохваченной из-за высоких цен».
Картина следующая: рынок не развивается из-за высоких цен, а цены остаются высокими из-за низкой реализации газового топлива.
Разорвать замкнутый круг в силах только сами продавцы газа, уверены в харьковской компании «Род-Ник».
«В настоящее время, например, среди потребителей газа доля таксистов постоянно сокращается. Новый потребитель требует не низкую цену, а качество по отношению к авто и себе», – считает основатель компании Анатолий Никитенко, создавший уникальный формат станций и систему обслуживания клиентов на АГЗС. Именно это позволяет компании удерживать рекордные продажи и уверенно смотреть в будущее.
Инновации в работу планирует вводить и ТНК-ВР. На конференции компания презентовала план своего «газового» развития, порадовав свежестью взглядов и желанием работать. В частности, в ТНК-ВР серьезно настроены поставить на постоянные рельсы работу с танк-контейнерами (съемная автомобильная емкость, перевозимая по железной дороге). По словам Юрия Кузьмина, специалиста департамента продаж В2В и нишевых продуктов «ТНК-ВР Коммерс», наряду с развитием торговли автомобильными партиями компания продолжает искать места под газовые модули для своих АЗС.
Крым берет транзит на себя
Особым интересом иностранных гостей на LPG Ukraine-2012 традиционно пользуется сессия, посвященная вопросам транзита. В отличие от противоречивого внутреннего, этот сектор рынка «цветет и пахнет»: объемы транзитных поставок через Украину увеличиваются, открываются новые объекты.
Российские эксперты пока не видят предпосылок для сокращения экспорта из РФ и Казахстана. «Россия остается нетто-экспортером: производство растет, а внутренний рынок не развивается», – сообщила Мария Кузина из экспертного центра «Кортес». То же касается и Казахстана, где готовятся к мощному увеличению производства нефти и, как следствие, сжиженного газа.
Не сомневается в увеличении экспортных поставок и Иван Галактионов из «СИБУРа». Другой вопрос – место Украины в раскладке экспортных направлений. По мнению российского специалиста, рынки Восточной Европы вплотную приблизились к насыщению, и поставки туда через Украину остаются стабильными. Так, в 2011-м к двум существующим перевалкам в Закарпатье добавился крупный комплекс PetroCarboChem-Mukachevo. Однако объемы транзита через западную границу Украины за год так и не увеличились.
Однозначно будут расти поставки в Северо-Западную Европу, где сейчас активно развивается газовая нефтехимия. Однако северо-запад в 2013 г. будет обеспечен перевалкой в Усть-Луге, которую достраивает «СИБУР», и нашим перевалкам в этих растущих объемах вряд ли найдется место.
Турция и Средиземноморье, говорят москвичи, все еще имеют перспективу развития, и поставки туда будут расти.
На южном направлении Украина конкурирует с уже вступившим в строй российским перевалочным комплексом на Таманском полуострове. Пока что владельцы новой перевалки ищут подходы к владельцам сжиженного газа, но уже понятно, что по логистике «Таманьнефтегаз» однозначно обыгрывает украинские порты.
 
Конкуренция среди газовых перевалок в Черном море крайне высока, однако это не пугает казахов, инвестирующих создание новых комплексов.
На фото: коммерческий директор «АЕГаз-Терминала» Кайрат Калкабеков
На юге же и без российских коллег конкуренция уже нарастает. Судя по транзитным сводкам, «приватовские» Одесса и Ильичевск уверенно снижают перевалку российского газа, посчитав более интересным предложение «ТЭС-Терминала» в Керчи. В сентябре активность перевалок в Керчи значительно возросла в связи с открытием «АЕГаз-Терминала» – долгостроя, возведение которого было начато казахстанскими инвесторами еще в 2004 г. Более высокий по сравнению с коллегами технический уровень позволяет казахам претендовать на весомое место в украинской морской перевалке.
«Высокая конкуренция – это хорошо, это ведь двигатель прогресса», – пытался успокоить конкурентов финансовый директор «АЕГаз-Терминала» Кайрат Калкабеков.
Конференция LPG Ukraine-2012 подтвердила предположение о том, что украинский рынок сжиженного газа находится в процессе перехода на новый уровень. В условиях, когда ценовое преимущество перед бензином уже не действует и рынок перестал расти, пора включать следующую передачу: действительно эффективное лобби на государственном уровне, создание бренда сжиженного газа и незамедлительную модернизацию нормативной базы. Эти вопросы, вероятно, и будут в центре внимания конференции в 2013 г.
Артем Куюн, «Зеркало недели. Украина» №42, 23 ноября 2012 г.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти