В начале ноября в Киеве прошла IV международная конференция Petroleum Ukraine 2012 – центральное место встречи участников рынка нефтепродуктов. Атмосфера диалога была тревожной, так как уже традиционно именно осенью топливный рынок трясет под воздействием того или иного негатива. В 2009 г. рынок гудел в связи с выпуском безакцизных компонентов бензина на «Укртатнафте».
В 2010-м у всех на устах была «Ливела». Осенью 2011 г. рынок ожидал вердикта Межведомственной комиссии по международной торговле относительно введения пошлин на импорт нефтепродуктов, что могло поставить рынок с ног на голову, а потребителей – в еще более сложное положение. Есть более чем достаточно поводов для тревог и сейчас. Особенность нынешнего периода – обсуждение самых наболевших вопросов исключительно шепотом.
Ведущее место Petroleum Ukraine 2012 на годовой карте отраслевых мероприятий в очередной раз подчеркнула яркая интернациональная группа поддержки конференции – «Белорусская нефтяная компания» (БНК), ТНК-ВР, «Орлен Летува», ОККО, «Азовская нефтяная компания», «Параллель», «БРСМ-Нафта», «БиоХим Групп».
|
Нефтебизнес любит тишину, но только не на Petroleum Ukraine. Президент «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук, вице-президент ПАО «Концерн Галнафтогаз» по коммерческим вопросам Юрий Кучабский, глава ПИИ «ТНК-Украина» Владимир Жмак |
Программа конференции касалась главных проблем рынка. По мнению «Консалтинговой группы А-95», ими на сегодняшний день являются растущая доля теневого рынка (фальсификат и контрабанда), сохраняющиеся намерения чиновников ограничить конкуренцию путем введения пошлин на импорт нефтепродуктов, а также законодательно установленная норма об обязательном переходе с 2014 г. на добавление в бензины 5% биоэтанола.
По расчетам экспертов, анализ официальных данных об обороте нефтепродуктов свидетельствует, что по итогам девяти месяцев 2012 г. около 20% бензина находится в тени – это доля контрабанды и фальсификата на рынке. Еще есть вопросы, почему останавливаются украинские НПЗ?
Что касается пошлин на импорт, то за последние два года эта тема набила такую оскомину, что в ходе конференции упоминалась лишь вскользь.
«Даже интересно посмотреть, что расскажет премьер-министр гражданам, когда в условиях финансового кризиса цены на топливо вырастут до 14-15 грн/л за счет девальвации гривны, пошлины и увеличенного с нового года на 10% акциза», – обменивались мнениями участники конференции.
К слову, о кризисе. Традиционно Petroleum Ukraine проходит с разницей в несколько дней с ежегодным осенним приемом в Женеве, организуемым крупнейшим «нефтяным» банком Европы BNP Paribas. «Лимитов на Украину нет и пока не будет, европейские банки даже приостановили поддержку своих украинских отделений», – поделился с коллегами свежими новостями один из участников женевского приема, успевший прилететь на киевскую конференцию.
«А украинские банки уже кредитуют под 45% годовых», – сообщили женевскому гостю местные трейдеры.
Неподъемная кредитная нагрузка в комплексе со сползающей гривней обещает держать рынок нефтепродуктов под высоким напряжением. Абсолютно очевидно, что все проблемы в экономике будут переложены на потребителя, иного выхода нет.
Они сражались за Украину
Как показал ход конференции, о нашем рынке сегодня больше думают за его географическими пределами. В 2012 г.
белорусский НПЗ в Мозыре перешел на выпуск дизтоплива по стандарту Евро-5, а в 2013-м подтянет до этого уровня и бензины. Замдиректора ОАО «Мозырский НПЗ» Виталий Павлов сообщил в своем выступлении, что до конца года завод введет в строй установку изомеризации, после чего весь мозырский бензин, включая А-92, будет отвечать евростандарту. При этом белорусы продолжают строить установку вакуумной перегонки мазута и комплекс по производству высокооктановых компонентов. На днях также стало известно, что предприятие нашло финансирование, а это, внимание, $1,2 млрд, на свой «проект века» – комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. Запуск мегаустановки, а с ней и выход на глубину переработки нефти 90% планируются на 2017 год.
|
У белорусских поставщиков хорошее настроение – поставки их нефтепродуктов в Украину уверенно растут. Генеральный директор «БНК-Украина» Николай Василевич
|
Вопросами экспорта белорусских нефтепродуктов ведает ЗАО «Белорусская нефтяная компания» и его дочернее предприятие «БНК-Украина». Начав в 2010 г., сегодня компания предлагает топливо с 17 нефтебаз и уже задумывается над созданием совместного предприятия с одной из заправочных сетей Украины. «На данном этапе мы заинтересованы не в объемах, а в увеличении эффективности продаж, которая достигается более тесной работой с участниками рынка и потребителями», – обрисовал новую стратегию белорусов глава «БНК-Украина» Николай Василевич.
Литовский концерн «Орлен Летува» в 2012 г. побил новый рекорд поставок – 650 тыс. т.
«Наша компания планирует увеличить объемы поставок на украинский рынок, в частности за счет польского направления через ст. Журавица», – сообщил гендиректор компании И. Фонфара.
Топливо Плоцкого НПЗ – одного из самых современных в Европе, заместит часть литовских объемов и, как обещают в «Орлен Летува», позволит улучшить предложение для украинских контрагентов.
Успех литовцев и белорусов в 2012 г. был обусловлен в основном одним фактором – остановкой Лисичанского НПЗ. Коренным образом был переформатирован и сам украинский бизнес ТНК-ВР. Так, на смену единому оператору – «ТНК-ВР Коммерс» пришли четыре структурные единицы с узкой специализацией, подчиняющиеся головному офису в Москве. Это «ТНК-ВР Индастриз Украина» (оптовые поставки), «Восток» (розница), «ТНК-Украина» (представительский офис) и ЧАО «ЛИНИК» (переработка). Именно о перспективах последнего актива было много дебатов в конференц-зале и за его пределами. Напомню, завод был выставлен на продажу, но в связи с намерениями «Роснефти» поглотить ТНК-ВР процесс приостановили. Как показало обсуждение в профессиональной среде, такое стечение обстоятельств можно считать весьма удачным как для самого завода, так и для рынка в целом.
«Какая главная проблема НПЗ? Их нужно модернизировать, и это очень большие деньги. Продолжительность реализации проекта – четыре-пять лет. За это время могут измениться конъюнктура рынков, поменяться энергобалансы и их структура. А сейчас еще наступают электромобили. Под такие проекты никто денег не даст», – заявил вице-президент концерна «Галнафтогаз» Юрий Кучабский, сообщив, что его компания проводила консультации с зарубежными финансовыми институтами по поводу приобретения «ЛИНИКа».
«Один из наших кредиторов – американская IFC, имеет подобные проекты по НПЗ. Из четырех НПЗ в мире, которые они вели, все убыточные и не возвращают деньги», – подчеркнул топ-менеджер.
Это говорит о том, что перспективу имеют лишь заводы, принадлежащие нефтедобывающим компаниям. Если «ЛИНИК» останется за «Роснефтью», он получит шанс остаться «в живых». Кроме того, возвращение на рынок лисичанского топлива усилит конкуренцию и восстановит баланс между внутренним производством и импортом… Между тем, по данным источников в Москве, судьба «ЛИНИКа» еще окончательно не определена.
«Украинские претенденты на НПЗ ищут встречи с Сечиным (глава «Роснефти» Игорь Сечин. – С.К.), чтобы разблокировать процесс продажи завода», – сообщил наш собеседник.
Ну, за спирт!
Актуальность темы спиртосодержащих топлив усилена тем, что с 2014 г. законодательно установлено обязательное добавление в бензин 5% биоэтанола (обезвоженного этилового спирта). Скепсис в отношении данной темы по итогам конференции лишь усилился. Как минимум программу не удастся выполнить просто физически. При потреблении 4,5 млн т бензина в год необходимо 225 тыс. т биоэтанола, тогда как на сегодняшний день суммарно производится около 50 тыс. т. Нарастить за год выпуск биокомпонента минимум в четыре раза абсолютно нереально. Импорт? Тогда зачем вообще было заваривать эту кашу?
«Те мощнейшие заводы, которые есть в Украине, уже пять лет простаивают, там абсолютно все сгнило», – заявил в ходе дискуссионной панели Николай Тыченко, директор ООО «Укрпродсоюз».
Основные надежды связаны с частными компаниями, а точнее, с владельцами автозаправочных сетей. По имеющимся данным, несколько крупных игроков либо проектируют, либо уже строят собственные биоэтанольные производства.
Но лучше всего оценить наши перспективы позволила одна из самых ярких презентаций прошедшего форума в исполнении Дороты Петер, директора департамента снабжения польского нефтяного концерна PKN Orlen. По ее словам, первый опыт по использованию этанола в бензинах PKN Orlen получил в 1994 г., а полномасштабное производство начал в 2006-м. То есть Польше понадобилось более 10 лет на подготовку к реализации программы, не говоря о том, что с 2006 г. началось строительство сопутствующей инфраструктуры. Украинский закон дал на подготовку к программе полтора года…
С учетом украинских реалий биоэтанольная программа очень настораживает. Закон предусматривает необходимость получения разрешения на производство бензина с биоэтанолом у чиновников, а это попахивает серьезными коррупционными рисками. В то же время отсутствие госсистемы контроля качества топлива на АЗС грозит обернуться тем, что добросовестные участники рынка, добавляя биоэтанол и неся при этом существенные затраты, окажутся в неравных конкурентных условиях с теми, кто не будет этого делать. А зачем? Ведь все равно никто не проверит…
|
Обсуждение темы альтернативных топлив стало одним из самых оживленных на конференции: глава «Укрпродсоюза» Николай Тыченко и генеральный директор «Азовской нефтяной компании» Андрей Чередников
|
|
Дорота Петер из PKN Orlen не только рассказала о польском опыте использования биоэтанола, но и обозначила перспективы Украины в этом секторе |
В целом вопросов и проблем, связанных с переходом на спиртосодержащие бензины, более чем достаточно. Какими будут цена и качество этого продукта? Где брать специальные базовые бензины для дальнейшего добавления биокомпонентов и сам биоэтанол? Надо ли вообще этим заниматься, если Европа уже по сути признала ошибочность превращения продовольствия в топливо и отказалась от дальнейшего наращивания доли биокомпонентов в нефтепродуктах?
Впрочем, говорить о полном отсутствии опыта в альтернативной энергетике нельзя. «Азовская нефтяная компания» и «БиоХим Групп» – производители альтернативных топлив с содержанием более 30% биокомпонентов – поделились своим опытом продвижения новой для рынка продукции.
«Уже несколько лет мы используем в своих автомобилях исключительно топливо собственного производства и приглашаем всех желающих на завод в Мариуполь, где можно провести все необходимые исследования и испытания», – заявил директор АНК Андрей Чередников. Разговоры о перерасходе этого топлива по сравнению с традиционным он предлагает рассматривать в коммерческой плоскости, так как данная особенность должна быть отображена в цене этого продукта сначала для владельца АЗС, а затем и для потребителя.
Уже подмечено, что чем хуже дела на рынке, тем больше участников собирают отраслевые форумы. В этом году их было особенно много – более двухсот. Довелось увидеть тех, с кем последние несколько лет общались только по телефону. Это лишь усилило общее ощущение погружения рынка в неопределенность. Борьба за НПЗ между претендентами без нефти, лоббистские инициативы чиновников с прицелом на монополизацию рынка, проблемы с таможенным оформлением топлива у известных операторов… Но есть надежда, что к следующей отраслевой конференции осенью 2013 г. это пройдет, как страшный сон. Правда, знающие люди рекомендуют на это не рассчитывать раньше 2015-го, а особо информированные – до 2020-го.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти