В начало

Закон о МЗНН может быть принят через год – Жупанин

Также доступно на украинском языке

Закон о создании минимальных запасов нефти и нефтепродуктов (далее МЗНН) может быть принят Верховной Радой в ноябре-декабре 2021 г.. Об этом в интервью enkorr сообщил председатель рабочей группы по разработке соответствующего законопроекта Андрей Жупанин. 

«Это концептуальный новый закон, а не внесение изменений в действующее законодательство, поэтому о турборежиме речь не идет. Он должен не только максимально устраивать наших международных партнеров, так как его принятие является одним из обязательств Украины в рамках Соглашения об ассоциации, но и учитывать украинские реалии. Поэтому было бы хорошо, если бы мы его приняли в течение года к концу следующего года», – сообщил он.  

Между тем, нардеп отмечает, что на Украину определенным образом давят международные партнеры, настаивая, что МЗНН должен быть создан как можно скорее.

«Моя личная позиция – у нас это может быть сделано минимум за 5 лет. А лучше дать больше времени – в некоторых европейских странах его формировали по 10 лет. Я уже донес эту позицию до руководства Европейского энергетического сообщества, обратив внимание на то, что поскольку украинская экономика еще развивается и постоянно сталкивается с кризисами, нам необходимо некоторое время, чтобы сформировать такой запас», – отметил он.

Жупанин также акцентировал, что до сих пор остается дискуссионным вопрос, каким образом формировать сам резерв. Впрочем, народный депутат надеется, что за месяц-два этот вопрос будет решен, и документ будет зарегистрирован в парламенте. 

«Одно из направлений финансирования – за счет акциза на топливо. А вопрос с корректировкой акцизов на различные виды топлива пока открыт, так как в Раде зарегистрированы 4 законопроекта, которые различными способами предлагают решить эту проблему. Речь идет об изменении ставок акцизов на бензин, дизтопливо и сжиженный газ. Поэтому мы сейчас изучаем предложения, сформированные в этих законопроектах, чтобы добавить положение о том, чтобы часть средств от увеличения именно этих акцизных доходов направлять на формирование МЗНН», –  говорит он. 

Также рассматривается, по его словам, вариант создания резерва за счет государственных облигаций.

«Думали и о варианте разделения этого обязательства между государством и частными компаниями, чтобы переложить часть ответственности на их плечи. Речь шла и о привлечении отдельных специальных кредитов под эту задачу. Однако идея этого запаса заключается в том, чтобы в случае возникновения кризисной ситуации на рынке топлива выйти из этой кризисной ситуации», –  отметил Андрей Жупанин. 

Ранее член Экспертного совета при Министерстве энергетики Украины Геннадий Рябцев высказал мнение о том, что оптимальным вариантом финансирования МЗНН является привлечение дополнительных доходов госбюджета, которые образуются в случае предложенных вариантов коррекции акцизов на моторные топлива.

Отметим, по расчетам Минэнерго, в случае сохранения текущих ставок и пятилетнего плана создания МЗНН необходимо 12% от акцизных поступлений (6,79 млрд грн в год), 10-летнего – 6% (3,395 млрд грн).

В Верховной Раде находится несколько законопроектов, касающихся акцизов на нефтепродукты. Законопроектом № 4098 предлагается унифицировать ставки акциза на бензин, автогаз и ДТ на уровне €139,5 за 1000 л. Его поддерживают украинские нефтепереработчики и Нефтегазовая ассоциация Украины, объединяющая крупнейшие розничные сети. 

В свою очередь Украинская ассоциация сжиженного газа через своих парламентских лоббистов во главе с Ниной Южаниной зарегистрировали законопроект, который предусматривает фиксирование соотношения ставок акцизного налога на автогаз на уровне 25% от ставки акциза на автомобильные бензины. Параллельно был подан аналогичный по содержанию законопроект, но от депутатов фракции «Слуга народа».

Еще один проект закона подал глава Комитета ВР по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус. Он предлагает уменьшить акциз на бензин с €213,50 до €169,5 за 1000 л и повысить акциз на СУГ с €52 до €124,50 за 1000 л. При этом акциз на дизельное топливо оставить на текущем уровне — €139,5/1000 л.

Напомним, до конца 2022 г. Украина, согласно взятым на себя обязательствам по имплементации директив ЕС, обязана сформировать минимальный запас нефти и нефтепродуктов. Согласно методике расчета объема запаса, он должен составлять 90-дневный объем импорта.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти