В начало

Трейдеры хотят сохранить канал поставок литовского топлива

Украинские операторы рынка нефтепродуктов выступают за сохранение канала поставок литовского топлива. Об этом говорится в материале enkorr «Без Литвы. Что будет с украинским рынком после белорусских санкций?».

В частности, компания «Галнафтогаз» — один из давнейших импортеров литовского ресурса, выразила заинтересованность в сохранении поставок Orlen. «Мы ожидаем варианты, которые предложит польский концерн по организации железнодорожного транзита литовского топлива в Украину через территорию Польши», — прокомментировали enkorr в департаменте коммуникаций «ОККО». В последние годы компания закрывает литовским ресурсом порядка 10% своей реализации.

По имеющимся данным, украинские трейдеры уже провели широкие консультации с «Орленом» по этому поводу.

«Полякам нужен украинский рынок. В последнее время «Орлен» был занят поглощением Lotos, но теперь ему явно станет тесно на существующих рынках. Потенциал поставок с территории Польши очень велик, и не ограничивается польским производством», — говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

По его словам, литовский импорт был невелик, но Мажейкяй всегда работал палочкой-выручалочкой в кризисные моменты, когда сбоили другие источники. «Без Литвы будет намного сложнее», — говорит эксперт.

«Ресурс, который законтрактовали украинские компании на 2022 год, есть, он никуда не делся. Сейчас они (Орлен – прим. enkorr) думают, как его доставить в Украину», — говорит один из трейдеров на условиях конфиденциальности.

Гендиректор нефтеперерабатывающего комплекса Orlen Lietuva Михал Рудницкий осенью сообщал, что концерн тестировал альтернативные железнодорожные поставки в Украину. «Мы должны быть готовыми к различным вариантам. Мы хотели попробовать и убедиться, что такая альтернатива существует. Маршрут не длиннее, а менее удобен, потому что подвижной состав нужно менять дважды», — заявлял Рудницкий.

По данным Консалтинговой группы «А-95», тестовая поставка была сделана еще в декабре 2020 года и была небольшой – всего 1,6 тыс. т бензина. Столь скоропостижное окончание эксперимента говорит само за себя: фидбэки, говорят участники рынка, производителя не порадовали.

«Основным вопросом остается цена. Однозначно понятно то, что получатели в западноукраинских областях – прежде всего, крупнейший клиент «Орлена» в Украине WOG и ОККО - могут нащупать экономику, тогда как транспортировка в центр и на восток будет крайне затратной», — отмечается в статье.

Среди основных сложностей польской логистики - иной размер железнодорожной колеи: ее ширина 1435 мм, тогда как в Украине – 1520 мм. Перелив продукта ограничивает пропускную способность перевалочного пункта в Журавице, не говоря уже о способностях украинской железной дороги.

Как сообщал enkorr, власти Беларуси с 7 февраля ввели запрет на железнодорожный транзит нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений из Литвы, которая является одним из поставщиков топлива в Украину.

По мнению директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, прекращение поставок литовских нефтепродуктов в Украину из-за запрета на их транзит не будет существенно влиять на текущую рыночную ситуацию, но в стратегическом плане усилит высокую зависимость от импорта нефтепродуктов из России и Беларуси.

По данным группы, в 2021 году на импорт из Литвы пришлось 9% поставок дизтоплива (690 тыс. т), 11% бензина (265 тыс. т) и 16% рынка авиакеросина (57 тыс. т).

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти