Прибыльность продаж бензина и дизельного топлива на украинских автозаправочных станциях в 2021 году снизилась. Это обусловлено стабилизацией внешнего рынка и отсутствием рисков, характерных для 2020 года в связи с пандемией COVID-19. К таким выводам пришли эксперты Консалтинговой группы «А-95» по итогам специального исследования.
В «А-95» выделили четыре ключевые группы игроков розничного рынка:
Оценка прибыльности, как отмечают в Консалтинговой группе «А-95», была произведена исходя из стоимости крупнооптовых партий нефтепродуктов, цен розничной реализации и дисконтной политики каждой группы игроков, затрат на содержание АЗС, принятых за 1,5 грн/л (без НДС).
Расчетная маржинальность АЗС Украины в 2020-2021 гг., коп./л (без НДС)
Отмечается, что наибольшее снижение маржинальности произошло по бензину: от 1,3 грн/л у сетей медиум-сегмента до 2,1 грн/л в сети группы «Приват». При этом сети-дискаунтеры показывают расчетную убыточность на протяжении 12 месяцев – с июля 2020 года.
«Мы не верим в убыточность торговли таким популярным продуктом как бензин, на который приходится 30% реализации. Данный феномен, когда половина рынка якобы торгует в убыток, мы объясняем торговлей фальсифицированным бензином в комплексе с массовыми схемами по бескассовым операциям c наличными, которые охватывают все марки топлив, реализуемых на АЗС», — заявил директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Самым маржинальным продуктом в топливном ритейле остается дизельное топливо, продажи которого также значительно утратили рентабельность в 2021 году.
Единственной позицией, которая сохранила прошлогодний показатель маржинальности и даже смогла немного улучшить его, стал сжиженный газ.
«Вопреки прогнозам скептиков, исторические ценовые максимумы и сужение спреда с бензином не привело к провалу потребления автогаза и позволило ритейлерам частично перекрыть потери от снижения рентабельности бензина», — подчеркнули в «А-95».
Эксперты также оценили влияние госрегулирования на доходность розничной торговли, которое было введено 14 мая 2021 года. Для этого было проведено сравнение маржинальности с января по апрель и с мая по июль 2021 года.
«По бензину и дизтопливу в основном пострадали представители двух нижних ценовых сегментов — дискаунтеры и группа «Приват», которым для сохранения продаж пришлось дистанциироваться от премиум-сегмента, на который преимущественно было направлено госрегулирование», — отметили в «А-95».
Снижение доходности АЗС в 2021 году эксперты считают признаком нормализации на рынке в целом и возвратом к нормативным значениям после «ковидного» 2020 года, переполненного ценовыми перепадами и опасениями по поводу последствий пандемии.
«Снижение дисконтов, а с ними и торговых наценок привело к обострению конкуренции и обнажило проблемы рынка. Растущие объемы добычи сырья для мини-НПЗ, импорт безакцизных октаноповышающих растворителей, уход от торговли заводским топливом и, как следствие, увеличение количества жалоб потребителей на качество топлива — это те признаки и сигналы, которые требуют повышенного внимания властей», — заявил Сергей Куюн.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти