«Белорусская нефтяная компания» завершила контрактование запланированных объемов бензина и дизельного топлива по долгосрочным договорам на 2021 год. Об этом enkorr сообщили участники рынка и подтвердили источники в БНК.
«Дизельного топлива мы продали даже больше, чем планировали, ушел еще небольшой объем нафтановского продукта», – рассказал enkorr источник в БНК. По его словам, по состоянию на 2 декабря у компании осталось 5000 т по месяцу вакантных объемов, на которые претендует семь компаний. Напомним, что объем терм-контрактов по дизтопливу на 2020 год был около 180 тыс. т и 50 тыс. т бензина.
По словам участников рынка, БНК удалось приподнять цены на терм-контракты для всех категорий покупателей. Так, крупнейшие контрагенты – ОККО, UPG, WOG, «Нафтогаз Ойл Трейдинг» – подписали годовой терм на ДТ по формуле с премией $20/т на условиях FCA Мозырь. Остальные контрактовали с премией по $21,5-23/т. Таким образом, рост к прошлому году составил $1-2/т.
Источник в БНК выразил уверенность, что спотовых объемов у белорусских НПЗ в течение года не ожидается из-за сниженного объема переработки.
«Из-за налогового маневра цена на нефть вырастет, наши переработчики определили для себя оптимальную загрузку на уровне 700 тыс. т в месяц. Исходя из этого объема и потребностей внутреннего рынка, все экспортные ресурсы уже расписаны», — сказал собеседник enkorr, пожелавший остаться неназванным. Он не смог внести ясность касательно информации о скором запуске на Мозырском НПЗ установки H-Oil, в связи с чем завод анонсировал выпуск дополнительных объемов дизельного топлива.
По данным участников рынка, объем терм-контрактов на поставку белорусского бензина несколько снизился по сравнению с текущим годом. По их словам, это связано прежде всего с растущими объемами производства на Кременчугском НПЗ.
Что касается цен, то, по одним данным, БНК увеличила дисконт для крупных контрагентов на $3-5/т, по другим, оставила на уровне 2020 года.
«Бензина становится больше, продажи идут тяжело, белорусы немного скинули на бензин, приподняв на дизель», — говорит один из трейдеров.
Параллельно начался процесс контрактования российских объемов. По данным участников рынка, терм с отгрузкой в Гомеле также подорожал на $1-2/т и предлагается с премией $20/т к котировке в Средиземноморье. Здесь по-прежнему сохраняется интрига, связанная с пролонгацией специальной пошлины на трубопроводные поставки российского ДТ, которая при нынешних ценах составляет около $16/т. Напомним, согласно действующего постановления Кабинета министров, спецпошлина в размере 4% действует до конца года.
В начале процесса продаж находится польский концерн Orlen. По имеющимся данным, поставщик планирует сохранить украинскую квоту в объеме 500-600 тыс. т дизтоплива и порядка 250 тыс. т бензина. По мнению опрошенных участников рынка, контрагенты скорее всего срежут объемы закупок бензина, но могут нарастить запросы по дизтопливу.
«Уже видно, что они (Orlen, – ek) хотели бы приподнять дизель, тогда как по бензину их все устраивает. Но проблема в том, что рынку не надо столько бензина», – рассказал один из покупателей литовского продукта.
Одной из интересных тенденций этого сезона контрактования является отказ или сокращение в портфеле терм-контрактов в пользу покупки на спотовом рынке.
«В течение года многие контрагенты БНК искали покупателей, чтобы переуступить объемы за один доллар на тонне и тем самым не попасть под штрафные санкции. Несмотря на это многие из них снова подписались на эти контракты», – говорит владелец трейдинговой компании, утверждая, что на этот год он сделал ставку на спотовые объемы, которые всегда есть на рынке.
«Практически всегда есть ресурс у «Укртатнафты» или ее трейдеров. В следующем году они нарастят переработку, и продукта станет еще больше. И это никто не отменял море, там в ТЛС продукт есть всегда», – говорит один из поставщиков российских объемов.
Избыточность морских поставок отмечает и другой собеседник enkorr.
«У Coral есть обязательства по выкупу продукта у турецкого завода Star, у других НПЗ в регионе. В разгар сезона они ввезли минимум две «тридцадки» в «Николаев» и «Южный», притом минимум одна всегда лежит в Одессе. Югу не надо столько ресурса», – говорит трейдер на условиях конфиденциальности, отмечая, что повышение наценок на белорусские и российские объемы дает южному направлению поставок дополнительный зазор. По его словам, в портах всегда будет формироваться ресурс для спотового рынка.
Напомним, что об увеличении производства нефтепродуктов в 2021 году и готовности вести гибкую ценовую политику заявил завод «Укртатнафта», планирующий увеличение переработки до 4,5 млн т. Ожидается, что этот год предприятие закончит с результатом 3,1 млн т.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти