В начало

Это не AdBlue: «МАСМА» провела испытания очищающего реагента

Также доступно на украинском языке

Продаваемый на украинских АЗС AdBlue – реагент для очищения выхлопных газов дизельных двигателей методом селективной каталитической нейтрализации экологических стандартов Евро-5 и Евро-6 – не соответствует международным стандартам ISO 22241, предъявляемым к такой продукции. Такие выводы сделал Научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности «МАСМА» по итогам специальных испытаний.

Институт оценил качество шести образцов реагента AdBlue, произведенных четырьмя производителями. Три из четырех производителей находятся в Украине, один – в Польше. Образцы были отобраны на шести украинских АЗС в двух областях, Киевской и Запорожской: на станциях «Авантаж 7», UPG, Motto, «БРСМ», Mango и KLO.

Исследования проводились на базе Международного исследовательского центра смазочных материалов LabExpert в Бердянске – единственной в Украине лаборатории, которая аккредитована в НААУ на техническую компетентность по государственному стандарту ДСТУ ISO 17025 и сертифицирована Ассоциацией немецких автопроизводителей VDA, которая владеет торговой маркой AdBlue.

По итогам испытаний оказалось, что продукция троих из четырех производителей AdBlue не соответствует международным стандартам ISO 22241 (см. табл.). Это реагент, произведенный ООО «Катма Групп» (группа «БРСМ», производство в г. Шепетовка Хмельницкой области), предприятием «КроссХим» (производство в с.Згуровка Макаровского р-на Киевской обл.) и польской компанией Grupa azoty zaklady azotowe «Pulawy».  

Отбирали образцы на заправках методом случайной выборки. Три из шести оказались реагентом, произведенным на «КроссХиме». AdBlue «КроссХима» показал нарушения по четырем показателям: по содержанию кальция, магния, натрия и меди. И если в двух образцах было по одному нарушению – превышение по магнию и по кальцию, то один из трех образцов «отличился» превышением сразу по трем параметрам, по содержанию кальция, меди и натрия. Причем в одном из образцов содержание магния было выше нормы в 10,06 раза. Да еще и в двух случаях был слышен сильный запах аммиака.  

«В трех данных образцах завышены показатели по натрию, кальцию, магнию и меди, причем некоторые – в 10 раз. Это позволяет сделать вывод, что используется недостаточно подготовленная вода. Кроме того, в двух из трех проб этого производителя был отмечен характерный запах аммиака, что недопустимо. Это говорит о том, что мочевина в силу определенных факторов превращается в аммиак, который является ядом для катализатора (главная часть системы, обеспечивающей очистку выхлопов, – ek), плюс не обеспечивается полнота нужной реакции, а значит – не будут достигнуты цели по защите экологии, которые ставятся перед этим реагентом», – констатировал Ярошенко.

Наихудший результат показал реагент «Катма Груп», в котором обнаружена заниженная концентрация карбамида. В этом образце при проверке были зафиксированы нарушения по трем показателям: кроме заниженной концентрации основного компонента – карбамида, содержание натрия и алюминия в нем превышает норму, причем натрия – в 8,8 раза.   

«По этому образцу мы получили превышение массовой концентрации натрия, – поясняет директор НИИ «МАСМА». – Это может означать, что на предприятии плохо очищают воду, которую используют для производства реагента, или в самом карбамиде был какой-то натрийсодержащий компонент».

Что касается превышения по алюминию, то, по словам Ярошенко, вполне возможно, что в технологическом цикле решили применить алюминиевое оборудование, что недопустимо, поскольку существует четкий перечень материалов, которые можно использовать при производстве этого реагента.

«Была также обнаружена заниженная концентрация мочевины, – продолжает Олег Ярошенко. – Это серьезный показатель, который фиксирует, что на выходе получается продукция с заниженным содержанием основного компонента AdBlue, который и очищает дизельные выхлопы, и показывает, что на предприятии нет четкого контроля качества по этапам технологического процесса и не работает система контроля качества».

В образце AdBlue польской компании Pulawy почти в 4 раза оказался превышен показатель концентрации натрия. По словам О.Ярошенко, это может свидетельствовать о том, что есть какие-то сбои в системе очистки воды. 

«По этому образцу мы получили превышение массовой концентрации натрия, – заявил директор НИИ «МАСМА» Олег Ярошенко. – Это может означать, что на предприятии плохо очищают воду, которую используют для производства реагента, или в самом карбамиде был какой-то натрийсодержащий компонент».

Единственная проба, которая показала соответствие параметрам, является AdBlue производства бердянской компании AZMOL-BP, которая недавно начала выпуск этого реагента и пока единственная в Украине, кто прошел сертификацию владельца торговой марки AdBlue – Ассоциации автопрома Германии VDA.

Справка enkorr

AdBlue – это жидкий реагент, который используется для очищения выхлопных газов дизельных двигателей стандарта Евро-5 и Евро-6 методом селективной каталитической нейтрализации. Он представляет собой 32,5-процентный раствор мочевины в деминерализованной воде и применяется в качестве рабочей жидкости в катализаторах дизельных двигателей.

Реагент AdBlue позволяет снизить содержание в выхлопах оксидов азота на 90%. При этом реагент впрыскивается в выхлопную трубу и в результате селективной каталитической реакции оксиды азота и аммиак превращаются в безвредные азот и водный пар.

Права на торговую марку AdBlue принадлежат Ассоциации автомобильной промышленности Германии. Требования к реагенту указаны в международном стандарте ISO 22241-1:2019. Украинского стандарта для изготовления AdBlue не существует.

Применение некачественного реагента приводит к блокированию элементов системы дозирования AdBlue и выходу из строя не подлежащих ремонту компонентов системы. А также возможному известкованию каталитического блока SCR – аж до полной блокировки выхлопной системы.

70% реагента AdBlue Украина импортирует из Польши.  

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти