В начало

Детенизация топливного рынка позволит отказаться от займов на строительство дорог — эксперт

Также доступно на украинском языке

За счет детенизации рынка нефтепродуктов и акцизной реформы Дорожный фонд может получить около 30 млрд грн налогов, которые можно направить на строительство дорог, а не привлекать деньги извне. Так прокомментировал новость о выпуске «Укравтодором» евробондов на $700 млн в своей авторской колонке на «Лига.Бизнес» директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

«Ставка действительно неплохая (6,25% годовых сроком на семь лет), хотя есть и другие мнения, в пользу которых говорит и огромное превышение заявок – их было подано на $2,4 млрд. Но сейчас речь не об этом. Главное, что это новые долги Украины, которых и так хватает», — считает эксперт.

По его словам, в контексте дорожного строительства кричащей является ситуация с теневым рынком нефтепродуктов.

«Основной источник наполнения Дорожного фонда – «топливный» акциз, около 60 млрд грн в год. Между тем в стране работает более 25-ти мини-НПЗ, которые перерабатывают нефть и газовый конденсат, но почему-то получают на выходе не подакцизные бензин и дизтопливо, а безакцизные растворители, сольвенты и прочие фракции», — пишет эксперт.

По расчетам Консалтинговой группы «А-95», нелегальное производство нефтепродуктов уносит из бюджета до 4 млрд грн акциза в год. Всего же в 2021 году потери вследствие деятельности теневого рынка нефтепродуктов составят 22 млрд грн. Основная статья потерь – махинации с кешем и документами на топливо при продаже через АЗС. Фиктивное потребление несложно отследить, ведь его декларирует куча компаний, у которых на балансе даже нет автомобилей. Но Государственная налоговая служба хранит молчание, говорят, не хватает полномочий из-за ковида и наложенного правительством моратория на внеплановые проверки.

Еще один источник пополнения дорожного фонда, по мнению директора «А-95», – корректировка ставок акцизного сбора.

Он отмечает, что сегодня те, кто на бензине, платят в четыре раза больше акциза в цене, чем те, кто на сжиженном газе. Хотя используют дорожную инфраструктуру эти машины одинаково. Расчеты показывают, что унификация ставок на бензин, газ и дизтопливо даст в бюджет страны более 200 млн евро в год, а это 6 млрд грн. Кроме того, снижение акциза на бензин выбьет экономическую почву из-под мини-НПЗ.

«Как видим, только за счет детенизации рынка нефтепродуктов и «акцизной» реформы можно получить под 30 млрд грн налогов. Но это еще не все. Исчезновение бодяги и схем даст импульс компаниям легального сектора, которые в целом хорошо платят налоги. Суммарный эффект может быть очень впечатляющим», — подытожил Сергей Куюн.

Напомним, по поручению премьер-министра Дениса Шмыгаля во всех регионах Украины возобновилась кампания по борьбе с нелегальным рынком нефтепродуктов. Ожидалось, что отчет о проделанной работе контролирующие органы сделают в середине апреля, однако пока он переносится на неопределенный срок. Впрочем, на сегодняшний день видимых результатов этой борьбы нет.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти