В начало

Дешевый СУГ манит автовладельцев РФ, но денег на оборудование может не хватить

Российские автовладельцы в условиях падения цен на сжиженный углеводородный газ (СУГ) могут задуматься об установке на машины газобаллонного оборудования (ГБО). Однако сокращение доходов на фоне экономического кризиса ставит под вопрос массовый переход на использование пропан-бутана, передает Fomag со ссылкой на результаты опроса Reuters.

Традиционно снижение стоимости СУГ до отметки ниже половины от цены на бензин марки А-92 дает дополнительные стимулы для установки на транспорт ГБО, так как сокращаются сроки окупаемости оборудования. Пока в России лишь примерно 3–4% от всего автопарка использует пропан-бутан в качестве топлива.

«Цены на СУГ в марте-апреле снизились на фоне сокращения мировых цен на нефть и значительного сужения внутреннего и внешнего спроса на топливо. Опережающее снижение цен на СУГ по сравнению с традиционным топливом может вызвать некий рост интереса к нему среди российских автовладельцев», — считает замначальника департамента ТЭК Аналитического центра при правительстве РФ Александр Амирагян.

При этом он отметил, что спад экономики и платежеспособности населения будет сдерживать перевод автомобилей на дешевый СУГ из-за дороговизны ГБО.

Соотношение розничной цены пропан-бутана в среднем по РФ с ценой на бензин А-92 к концу апреля упало ниже 50%, впервые с июня 2018 года. При этом в ряде регионов–крупных потребителей СУГ в качестве автогаза (Нижнем Новгороде, Дагестане) соотношение цен СУГ/А-92 на заправках опустилось до 35-40%.

Согласно мониторингу Refinitiv Kortes, розничные цены на СУГ в Московской, Ростовской и Челябинской областях, где популярен пропан-бутан в качестве автогаза, показали умеренное снижение, на 8–12% или 2,0–2,5 руб./л, с начала года (в том числе в апреле на 3–8%), в то время как в Нижегородской области и Дагестане, где более высокая конкуренция на рынке СУГ, упали на 30% или на 6,0–6,5 руб./л (на 20–21% в текущем месяце).

Средние розничные цены на СУГ в РФ с начала года к концу апреля снизились на 6,6% (в том числе за апрель — на 3,2%) —  до 21,3 руб./л, в то время как цены на бензин в последние недели демонстрировали лишь небольшое снижение, на 10 коп./л, — до 42,73 руб./л.

Цены на бензин в РФ остаются стабильными, так как нефтяные компании заложили компенсационные выплаты государству в стоимость топлива на заправках, которая из-за этого остаётся существенно выше экспортного паритета.

По данным всемирной ассоциации СУГ (WLPGA), по состоянию на 2018 г. в РФ насчитывалось около 3,0 млн автомобилей на пропан-бутане (3-е место в мире), 4,9 тыс. АЗС и АГЗС, торгующих СУГ (5-е место в мире), а потребление СУГ в качестве автогаза составило около 3,15 млн т (2-е место в мире после Турции).

Вкладывать или нет?

Трейдеры надеются на приток новых владельцев машин в автогазовый сегмент, однако осторожны в своих оценках ввиду сложной экономической ситуации в РФ из-за пандемии коронавируса, которая привела к падению реализации пропан-бутана на АЗС примерно вдвое в апреле к марту при ограничениях на автоперевозки.

«По поводу перевода машин на СУГ — сложно сказать, многие ли примут такое решение: вкладывать деньги в условиях нестабильной ситуации и неопределенного будущего», — считает один из трейдеров. Он также добавил, что когда будут сняты ограничения на передвижение транспорта, цена СУГ может вновь подрасти.

В тоже время участники рынка, занимающиеся установкой ГБО, рассчитывают на увеличение спроса на их услуги.

«Мы, конечно же, надеемся на рост спроса [на ГБО], но остаются независящие от нас факторы: сохранится ли платежеспособность населения, как будет проходить регистрация переоборудования и сколько это будет стоить?» — сообщил представитель компании «Резол-Альтернативное топливо», занимающейся установкой ГБО во многих регионах РФ.

«Цена на бензин у нас не зависит от цены на нефть, так что в ближайшей перспективе — определенно спрос будет расти», — добавил он.

Расчеты Reuters показали, что сроки окупаемости ГБО при средних затратах на установку в 40 тыс. руб. и текущих ценах на СУГ в РФ (21,3 руб./л, по данным Refinitiv) и бензин А-92 (42,73 руб./л) при пробеге 25 тыс. км в год составят 11–12 мес. (расчет сделан исходя из расхода 10 л бензина и 12 л СУГ соответственно на 100 км).

СУГ используется для приготовления пищи и отопления в коммунально-бытовом секторе, как сырье в нефтехимии, в качестве газомоторного топлива, в сельском хозяйстве для сушки зерновых культур, а также в промышленности и малой генерации как резервный источник производства электроэнергии.

Ситуация поменялась

Амирагян напомнил, что в 2018 г., когда также страну накрыл экономический кризис, был зафиксирован значительный рост количества перевода машин на ГБО.

Однако текущая ситуация, по его мнению, в корне отличается от положения трехлетней давности.

«Всплеск перехода на СУГ весной 2018 года был вызван, прежде всего, значительным увеличением цен на бензин и дизтопливо и ожиданиями дальнейшего их роста. При этом необходимо учитывать, что тогда это происходило в условиях роста экономики», — отметил он. 

Рынок СУГ в РФ

Согласно расчетам Reuters, основанным на данных ЦДУ ТЭК, товарное потребление СУГ в России в 2019 г. увеличилось на 6,8% по сравнению с 2018 г. — до 8,79 млн т, в том числе:

  • в качестве сырья для нефтехимии — 3,73 млн т (+16% к 2018 г.);
  • для нужд автотранспорта — 2,57 млн т (+5%);
  • для бытовых нужд населения — 2,14 млн т (+4%);
  • для нужд промышленности — 0,35 млн т (-33%).

Кроме того, по данным ЦДУ ТЭК, из РФ в 2019 г. экспортировано 5,69 млн т СУГ (-10% к 2018 г.).

Согласно статданным, железнодорожные отгрузки СУГ по регионам РФ в сегмент автогаза и коммунально-бытового потребления в 2019 году составили 3,767 млн т, в том числе:

  • в Республику Дагестан — 487 тыс. т;
  • в Ставропольский край — 288 тыс. т;
  • в Московскую область — 287 тыс. т;
  • в Краснодарский край — 240,5 тыс. т.

Ниже в таблице приведена динамика оптовых и розничных цен в ряде регионов РФ в 2020 г., в рублях за тонну (если не указано иное):

Дата

Заводские

цены в РФ, руб./т *

Мелкий опт, Москов. обл., руб/т

Розн./опт. цена, %**

Розн.цена, Мос. Обл., руб./л

СУГ/А92, Мос.обл., %

Мелкий опт, Н.Новгород

Розн./опт цена, Н. Нов., %

Розн. Цена, Н.Новг., руб./л

СУГ/А92, Н.Новг., %

25.12.2019

23.327

35.950

15,5%

22,84

54,4%

35.000

8,6%

20,90

49,5%

27.01.2020

19.369

33.550

24,3%

22,93

54,6%

32.000

16,6%

20,52

48,5%

25.02.2020

16.304

27.250

47,9%

22,17

52,7%

26.000

33,6%

19,11

45,1%

25.03.2020

14.206

26.050

50,2%

21,52

51,1%

24.500

36,8%

18,43

43,4%

06.04.2020

8.666

23.050

69,4%

21,47

51,0%

20.500

60,8%

18,13

42,7%

27.04.2020

7.951

19.850

91,1%

20,86

49,7%

16.000

67,2%

14,71

34,9%

27 апр. к 25 дек. %

-65,9

-44,8

-8,7

-54,3

-29,6

27 апр. к 25 мар., %

-44,0

-23,8

-3,1

-34,7

-20,2

Примечания:

* индекс Refinitiv Kortes оптовых цен на СУГ для средних поставщиков (от 2.500 до 10.000 тонн в месяц);

** превышение розничной цены на СУГ (переведенной в рубли за тонну при плотности пропан-бутана 0,55 килограмм на кубометр) над оптовой ценой в регионе.

Как сообщал enkorr, в период с 1 по 30 апреля 2020 г. автогаз на украинских заправках подешевел на 2,07 грн/л, до средних по стране 8,49 грн/л. Об этом свидетельствуют данные ежедневного ценового мониторинга  «Консалтинговой группы А-95».

 

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти