По итогам апреля в Украину было импортировано 43,4 тыс. т авиационного топлива – рекордный показатель месячного объема импорта за весь период наблюдений. Об этом enkorr сообщили в «Консалтинговой группе А95».
За январь-апрель 2018 г. импорт авиатоплива увеличился в 1,5 раза – до 133,3 тыс. т. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г (90,2 тыс. т). Внутреннее производство авиатоплива в январе-апреле 2018 г. увеличилось на 12,1% – до 58,1 тыс. т. Соответственно баланс рынка авиатоплива по итогам 4 месяцев 2018 г. вырос на 40,4% и составил 194,8 тыс. т.
Лидером поставок остается группа компаний «Трейд Коммодити», которая удвоила свои объемы: за первые 4 месяца 2018 г. было поставлено 42,6 тыс. т. против с 22,9 тыс. т за аналогичный период 2017 г. На «Трейд Коммодити», которая импортирует ресурс через три аффилированных юрлица, припадает 31,9% всех импортных поставок. Остальной объем приходится на 23 компании, доля каждой из которых не превышает 11%.
Отметим, что в марте-апреле ряд операторов осуществляли импорт авиатоплива в рамках выполнения контрактов с Минобороны на поставку 23,1 тыс. т. В частности, ОККО импортировало 7,6 тыс. т, что соответствует контрактным обязательствам по договору с оборонным ведомством. Также существенно нарастили объемы поставок «Сокар Украина» и WOG, которые по договорам с Минобороны обязались поставить 5,1 и 3,9 тыс. т соответственно. Еще одной компанией, подписавшей с Минобороны контракт на 6,5 тыс. т стало ООО «Торум» (одно из юрлиц «Трейд Коммодити»).
Доля поставок авиатоплива морским транспортом по итогам января-апреля 2018 г. составила 62% против 72% за аналогичный период 2017 г.
По железной дороге в январе-апреле этого года было поставлено 38% импортного топлива против 28% в I квартале прошлого года.
Динамика роста внешних поставок авиакеросина существенно превышает темпы увеличения пассажиропотока и объема авиаперевозок. По данным Государственной авиационной службы Украины, за первые 4 месяца 2018 г. пассажиропоток через украинские аэропорты вырос на 23,7%, а количество рейсов, выполненных украинскими авиакомпаниями (именно украинские перевозчики в основном заправляются в местных аэропортах), увеличилось всего на 6,5%.
Расхождение между динамикой роста авиаперевозок и наполнения рынка топливом может объясняться его нецелевым использованием. Ранее enkorr неоднократно обращал внимание на дисбаланс между объемами, поставленными танкерами в порт Николаева (на этот порт приходится 63% всего морского импорта) и последующими отгрузками из порта железнодорожным транспортом.
Директор «А-95» Сергей Куюн отмечал, что в 2017 г. дисбаланс между объемом импорта авиационного топлива в порт Николаева и его отгрузками с территории порта по итогам 2017 г. составил 85 тыс. т. По мнению эксперта, избыточные объемы авиакеросина смешиваются с дизельным топливом для уменьшения налоговой нагрузки и соответственно себестоимости ДТ. По его расчетам в 2017 году эта схема позволила заработать поставщикам авиатоплива около 400 млн грн.
Растущие объемы импорта авиационного топлива через морпорты будут рассматриваться на конференции Black Sea Petroleum Trading 2018, которая пройдет в Одессе 18-19 июня. Регистрация на форум доступна на сайте организаторов.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти