В начало

РФ убеждает Беларусь и Казахстан отсрочить полную либерализацию торговли нефтью

15 апреля в Москве прошла встреча премьер-министров трех стран Таможенного союза, которые, в частности, предварительно договорились сохранить действующие во взаимной торговле тарифные и нетарифные ограничения и в 2015 г. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников, знакомых с ходом переговоров.

Сейчас единственное существенное ограничение в торговле товарами — экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Без пошлин нефть поставляется в Беларусь по квоте: в 2013 г. — 20,9 млн т, договоренность на I полугодие 2014 г. — 11,5 млн т. В обмен Беларусь возвращает пошлину от экспорта белорусских нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, ежегодно перечисляя России около $4 млрд. Казахстан же в обмен на беспошлинные поставки нефтепродуктов поставлял России нефть, пошлина от ее экспорта должна оставаться в российском бюджете.

Однако российская казна все равно несет потери из-за союза — $6,5 млрд в 2013 г., оценивали чиновники Министерства финансов. По расчетам Александра Кнобеля из РАНХиГС, чистый нефтегазовый трансферт из России в Беларусь в 2012 г. составил $5,7 млрд, в том числе $4,5 млрд — нефтяной. Примерно на том же уровне он остался и в 2013 г.

Предполагалось, что ограничения будут отменены в 2015 г., но либерализация нанесла бы большой ущерб российскому бюджету: ежегодные потери из-за ТС выросли бы до $30 млрд, подсчитывали чиновники Минфина.  Огромные убытки возникнут, если будет выбран самый худший для России вариант: все ограничения отменяются, а Беларусь и Казахстан не захотят гармонизировать пошлины и установят тариф намного ниже российского. Тогда компаниям будет выгоднее экспортировать нефть не напрямую, а через страны ТС, боятся чиновники.

Россия с начала этого года пыталась убедить Беларусь и Казахстан продлить действие ограничений, но до сих пор позиция партнеров по союзу была жесткой.

Количественные ограничения как минимум на следующий год сохранятся, говорит один из собеседников «Ведомостей», а окончательные сроки запуска единого рынка будут уточнены после встречи президентов трех стран, запланированной на 29 апреля в Минске. Предварительно решено продлить отсрочку до 2018 г., утверждает один из собеседников издания. «Но Беларусь еще не отказалась от своей позиции», — подчеркивает чиновник.

Минфин РФ ранее готовил запасной вариант на случай, если не удастся договориться, — большой налоговый маневр в нефтяной отрасли: снижение экспортной пошлины на нефть до уровня казахстанской ($80/т; для сравнения: российская пошлина сейчас — $384,4/т) и одновременно повышение НДПИ. Базовая ставка НДПИ для нефти в следующем году составит 530 руб./т, насколько придется ее повысить, чиновники не рассказывали, но маневр должен был принести бюджету 90 млрд руб. Исходя из этого, НДПИ мог превысить 1 100 руб./т, подсчитывал Московский нефтегазовый центр EY.

Такое резкое снижение пошлин привело бы к росту внутренней цены на нефть (рассчитывается как экспортная цена за вычетом пошлины и расходов на транспортировку) и на бензин, что ударило бы не только по российским потребителям, но и по жителям Казахстана и Беларуси. Российские чиновники предлагали компромиссный вариант — установить единые пошлины, сохранить квоты, но отказаться от компенсации пошлин Беларусью. Тогда потери российского бюджета составили бы $13 млрд.

Но и для России такой налоговый маневр — «это крайний, шоковый вариант», по словам чиновника финансово-экономического блока правительства. Снижение пошлин и повышение НДПИ, в принципе, вписываются в планы Минфина, но министерство собиралось менять ставки постепенно в течение трех лет, и изменения не должны были быть значительными. Если форсировать реформу, возникнут риски: резко вырастут цены на бензин, и чтобы избежать этого, пришлось бы обнулить акцизы. А это создало бы проблемы по цепочке: образуется дыра в региональных дорожных фондах, 70% поступлений которых — акцизы, потому придется искать замену, перестраивая весь бюджет. Также не удалось бы сдержать рост цен на авиакеросин и нефтехимию: эти продукты не облагаются акцизом, поэтому сложно придумать компенсационные механизмы. 90 млрд руб. бюджетных доходов, выигранных за счет маневра, должно, как обещали чиновники, хватить на то, чтобы решить все проблемы.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти