Доля белорусских нефтепродуктов на рынке Украину в 2018 г. продолжит снижение ввиду ужесточения конкуренции. Для белорусских производителей наступает время борьбы за украинский рынок, где до последнего времени они не встречали достойной конкуренции ни по объемам, ни по качеству. Об этом пишет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн в статье «Борьба за баки» для «Зеркала Недели».
«Падение белорусских поставок в 2017 г. было прогнозируемым – уж очень сильно они взлетели в 2016-м. Однако подобного финала не ожидал никто. Поставки бензина упали на 22%, ДТ – на 14%. Но более печальны для сябров не результаты, а прогнозы», – говорится в статье директора «А-95».
Автор отмечает, что имиджу надежного поставщика, который белорусы зарабатывали и выстраивали последние пять лет, в прошлом году был нанесен ощутимый ущерб.
В октябре 2017 г. Беларусь снизила поставки бензина А-92 в 12 раз от среднемесячного уровня, А-95 – вчетверо. В разгар сезона на 25% упали поставки ДТ. При этом, по информации директора «А-95», белорусы отправили по морю около 100 тыс. т бензина.
«Рынок требовал снизить цену, которая объективно была выше тех же российских поставок. Вот они и решили нас проучить в октябре, когда у всех закончились долгосрочные договоры», – цитирует автор слова одного из крупных импортеров.
Одна из причин неповоротливости белорусов на украинском рынке – отсутствие руководителя БНК на протяжении почти всего 2017 г. Это фактически заблокировало работу компании в Украине.
В итоге, в декабре 2017 г. белорусский государственный экспортер – «Белорусская нефтяная компания» – вынуждена была снизить цены на дизтопливо по терм-контрактам на $10/т, а объемы закупок украинскими трейдерами ощутимо упали.
«Точные цифры пока неизвестны, но, по оценочным данным, объем годовых поставок ДТ снизится до 1,8 млн т (против 2,3 млн т в 2017 г.). По сравнению же с рекордным 2016 г. (2,7 млн т) падение может составить 30%», – оценивает С.Куюн.
Конкуренцию в поставке ДТ еще больше усилит заработавший на полную силу нефтепродуктопровод «Прикарпатзападтранс», а также Кременчугский НПЗ, в очередной раз заявивший о планах существенно нарастить переработку.
Кроме того, с 2017 г. в Украине запрещено использование топлива ниже стандарта Евро-5, это автоматически вычеркнуло 240 тыс. т дизтоплива Евро-4 производства Новополоцкого НПЗ, которое было немного дешевле продукта из Мозырского НПЗ – основного экспортера в Украину.
«Не будет покоя и в поставках бензина. Октябрьский (2017-го) фокус заставил украинских трейдеров увеличить закупки бензина А-95 в Литве и Польше. Под вопросом и объемы бензина А-92, где белорусам альтернативы по импорту нет. Но если Кременчуг увеличит переработку, как планирует, сябры потеряют и здесь. Ну и ко всему – падающее потребление...», – отмечает директора «А-95».
«Если ранее рынок был ориентирован исключительно на Беларусь, то в 2017-м и 2018 г. конструкция стала более сбалансированной и устойчивой. Помимо трех ключевых источников поставок – Беларуси, России и украинских НПЗ – в качестве вспомогательного остается импорт из Литвы и Польши (польский концерн «Орлен»), а также по морю», – резюмирует директор «А-95».
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти