21 апреля героями программы «НаКарантине» стали глава компаний «Гран-При Ойл» и «К2 Энерджи» Виктор Слободяник и директор департамента закупок и оптовых продаж компании «Параллель» Леонид Новосельский. Enkorr публикует краткий пересказ беседы, которая в основном коснулась состояния оптового рынка дизтоплива и сжиженного газа и специфики работы в восточных регионах страны.
Об «отрицательной» нефти
Виктор Слободяник: Уже месяц как идут разговоры о том, когда же будет дно — чтобы дешевле всего скупиться, набрать дешевых остатков и все лето зарабатывать. Кто-то говорит, вот в апреле точно будет дно. По нашей компании смотрю, что многие начинают скупать под конец апреля, потому что думают, что все — дешевле уже не будет, вот побольше наберем и мае будем торговать. А после этих выходных (17–21 апреля. — Прим.) многие призадумались, а может это еще и не дно? Потому что текущая котировка в $210, а средняя $250 говорит о том, что может быть в мае будет дно, и мы снова будем искать элемент стабильности.
Леонид Новосельский: Я думаю, что на рынке достаточно много компаний, которые идут все-таки на стабильном уровне по потреблению. Поэтому скупить все, потом не покупать — у нас такой роскоши нет. То, что «Параллель» запланировала на этот год, по первому кварталу, скажу, что мы по объему идем в пределах плана. Вопрос, как апрель закончится, вижу, что мы тоже останемся в плане.
Возьмем статистику по закупке нефти две недели назад. Кто-то купил 200% своей потребности. И что? Последние события перевернули понятие «дна». Его нет на самом деле, все усредняется. Цена нефти не будет такой, как сейчас.
О розничной реализации
Леонид Новосельский: Все, что связано с АЗС, сейчас стагнирует. Реально потребление упало, и хочу сказать, что очень сильно отличается уже апрель от марта. Если в марте падение было где-то порядка 17%, то апрель так уверенно перевалил за 20–25%. Особенно «вышибают» выходные. На Пасху у нас серьезное падение — где-то 50%.
Виктор Слободяник: Все говорят, что падение реализации по сжиженному газу составляет порядка 30%. СУГ, он не дизтопливо, он идет только в бак. Значит мы должны увидеть цифру потребления не 150 тыс. т, а 100 тыс. т вместе с отечественным производством. Но по своему сбыту я вижу, что заявки на май не уменьшились. Наоборот, есть много компаний, которые просят дополнительные объемы на этот период. Для меня загадка, куда оно все проливается.
Если честно, я ожидал, что под конец апреля вагоны под ГНС будут скапливаться, некуда будет сливать, потому что «Роснефть», ТШО и наша компания не уменьшили планового ввезенного груза.
Леонид Новосельский: По заправкам потребление автогаза упало где-то на 20–26%. Мы немного автогаза продаем в опт, те клиенты, которые у нас есть, плюс-минус тот же объем берут. Может на 10–15% меньше.
Об участии в гостендерах
Виктор Слободяник: Поначалу были такие мысли, но потом… среди коммерческих структур у нас в принципе спроса хватает, чтобы обеспечить весь вызов, поэтому в госструктуры мы и не лезем. У нас есть ограничения по объемам, которые нам дает компания «Лукойл», пока не вижу в этом необходимости. По ограничениям, мы везем порядка 80 тыс. т дизеля и 20 тыс. т СУГ.
О корзине закупок
Леонид Новосельский: У нас есть пул поставщиков, с которыми мы «термуемся». С Orlen у нас нет в этом году контракта, да, наверное, впервые в истории. С белорусами мы законтрактовались, Новоград тоже есть. Также есть контракт с Шебелинским ГПЗ.
Широкий пул поставщиков обусловлен тем, что у каждого ресурса есть свои сложности. Мы знаем, белорусы уходят на ремонт с 5 мая, раньше они не могли грузить из-за проблем с нефтью и только вот сейчас выходят на какие-то обязательства. Мы себе не можем позволить быть заложниками ситуации, чтобы кто-то один поставлял. Сейчас у нас хорошо дифференцированный портфель.
По Кременчугу мы ресурса не взяли. У нас нет предпочтений по выбору поставщика... этих мы любим, а этих нет. Мы трейдерская компания, которую интересует только цена и условия. Ничего личного.
О перекосах в котировках
Виктор Слободяник: Мы не в восторге от перекоса между «северной» и «южной» котировками. Потому что у нас много контрактов заключено по «северной» котировке и это конечно сильно бьет по нас. Но пока держимся, посмотрим, что будет дальше. Пока еще ситуация сохраняется.
По газовым котировкам хотелось бы «Брест» (DAF Brest). Я бы лучше с ним поработал, чем с «Украиной» (DAFграница Украины). Наши поставки попадают под спот, что могло бы дать базу для котирования, но меня ни разу не спросили, по чем я торгую, чтобы потом аналитическую информацию передавать дальше для формирования котировки. Я уже ни один раз об этом разговаривал с Argus, но мне никто не звонил.
По газу ситуация какая. У нас сейчас не достаточно предложений, а что будет летом, вообще трудно сказать. Я не вижу, откуда могут попасть на наш рынок еще 10–20 тыс. т, которые будут необходимы. У нашей компании таких возможностей закрыть этот объем нет, потому что в России вся Пермь производит 40–45 тыс. т. У них есть контракты с Литвой, Польшей, внутренний рынок и мы. Мы забираем 20 тыс. т, почти половина. Они нам вряд ли дадут больше. И какой смысл им давать больше, если у них внутренний рынок выше чем экспорт.
О сокращении штата на АЗС
Леонид Новосельский: Когда люди приезжают на заправку, все хотят сервис. Клиент хочет, чтобы ему уделили внимание, улыбнулись и одновременно сделали хот-дог, заправили, рассказали о чем-то новом, предложили чашечку кофе. Но я согласен, что пересмотр должен быть, потому что персонал АЗС — достаточно большая статья расходов и многие компании, и мы в том числе, за самообслуживание даем скидку.
О расширении сети
Леонид Новосельский: Мы пока сконцентрированы на том, чтобы разобраться с тем, что у нас есть. Мы последние несколько лет развиваемся в крупном и мелком опте. А в рознице — весь вопрос в предложении. Строить новые станции — очень дорого. Мы всегда смотрим в сторону развития и рассматриваем предложения. Смотрим и на некоторые компании, которые то ли продаются, то ли не продаются. Мы открыты к предложениям.
О пошлине на ДТ
Виктор Слободяник: От того, что ввели 4% пошлины на новгородский ресурс, поток дизельного топлива с Гомеля стал в 2,5 раза больше. Сейчас Гомель грузит 120–130 тыс. т в месяц. Когда Новоград работал в полную, Гомель грузил 50–60 тыс. т. Для меня главным конкурентом на моем рынке является Гомель. От того, что ввели пошлину для моего продукта и моего направления продаж, стало только хуже, потому что стало больше ресурса. И оттуда этот ресурс начал идти на восток, в центр страны, туда, где у меня лучше логистика складывается. Поэтому увеличение моих объемов продаж вообще никак не связано с введением пошлины.
Думаю, легче стало белорусам, которые бодались с ними на Коростене, Литве, которая из 35 тыс. т выросла в 70 тыс. т. Море начало вглубь уходить. Ведь дальше Николаева и Одессы нос не совали.
Как я оцениваю политику государства касательно этого вопроса? Скажем так, это неоднозначное решение.
Об инициативе «Укртатнафты», «Укрнафты» и «УГД»
Виктор Слободяник: Для меня введение предложенных украинскими производителями пошлин на весь российский ресурс — это очень плохо. Пошлина в размере 8% с дальнейшим повышением будет заградительной, и мы все это прекрасно понимаем. Их введение будет означать конец ручейку дизтоплива из РФ.
Мне кажется, что любое вмешательство в конкурентный рынок недопустимо. А украинский рынок ДТ высококонкурентный — есть предложения фактически отовсюду. Есть и Литва, белорусы, море, есть и внутренние производители, которые набирают обороты. И покупатель может выбирать дешевое предложение изо всех аналогов и для него главная вещь — логистика. Чаще всего на востоке покупают ресурс, который заходит с востока, на западе — ресурс с запада. А теперь, если будет введено заграждение в виде пошлин, то восток будет покупать ресурс, который едет с Коростеня. Это по чем он его будет покупать? Это +$40 к экономике промышленности, аграриев, которые там находятся. В чем смысл такого движения?
Леонид Новосельский: Любые действия, которые происходят, должны иметь смысл в долгосрочной перспективе. В данном случае, если государство является инициатором, что это даст государству? Пример осени прошлого года, закрыли Новоград (ввели пошлину) — ресурс подорожал. А что это дало государству по итогу? Все трейдеры отработали осень, больше всего все перенеслось на конечного потребителя, потому что был дефицит, и конечный потребитель за это заплатил. Поэтому, когда такие действия проводить на таком рынке, все должно быть спланировано минимум на пять лет.
Пошлина в 8% — вопросов нет. Начнут работать внутренние производители на полную мощность, они увеличат свою долю. Это хороший момент. Пойдет увеличение налогов и развитие украинских производителей. Но тогда должен быть баланс. Я считаю, то, что произошло осенью, было очень показательно.
Я считаю, для того чтобы предпринимать такие крутые виражи на рынке, нужно выстраивать систему. Кто-то должен этим всем управлять. И этот кто-то — государство. Нужен стратегический план минимум на пять лет, чтобы понимать, а что будет с рынком, как он перераспределится.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти