В начало
Николай Василевич: Не существует просто Беларуси, существует Таможенный союз

Николай Василевич: Не существует просто Беларуси, существует Таможенный союз

Интервью генерального директора ООО «БНК-Украина» Николая Василевича сайту «Экономическая правда».

Николай Василевич: Украинский рынок всегда был привлекателен для поставок белорусского топлива. Белоруссии, как говорится, сам бог велел работать в Украине. Мозырский НПЗ, откуда идут наши основные поставки, находится в 50 км от украинской границы, но, несмотря на это, рынок был открыт не всегда.

До 2005 г. украинские НПЗ полностью покрывали потребность страны в топливе, действовавшие в стране стандарты качества это позволяли.
В это время тот же «Мозырь» активно модернизировался и начал выпускать топливо улучшенного качества, которое не могло конкурировать по цене с украинским, поэтому нам было выгоднее отправлять его в Европу и США.
Потом одни украинские заводы остановились, другие начали снижать производство. Отсутствие инвестиций в модернизацию привело к неэффективности переработки, а качество бензина перестало устраивать владельцев современных автомобилей.
Такое качество перестало устраивать и государство, которое провело несколько этапов ужесточения стандартов. Вот тогда мы и стали востребованы украинским рынком. Нас часто обвиняют в росте поставок из Беларуси. С моей точки зрения, это абсолютно естественно. Откуда еще везти бензин в страну? Из Японии?
В Мозырский НПЗ за 10 лет инвестировано больше, чем во все украинские заводы за этот же период. Наш нынешний успех в Украине – это закономерный результат политики Беларуси по модернизации собственных производств.
Экономическая правда: Сохраняется ли сейчас премия на российскую нефть в размере $50/т при поставках в Беларусь?
Н. Василевич: Да, она будет действовать весь 2011 г. Каким будет ценообразование в 2012 г., говорить пока рано. Формула достаточно сложная и в 2011 г. уже несколько раз менялась, но общеизвестно, что мы не покупаем нефть по внутренним российским ценам.
Тезис о льготных ценах на нефть для Беларуси – миф, рассчитанный на обывателя.
Но самое главное, о чем умалчивают наши оппоненты, это уплата экспортных пошлин с нефтепродуктов, которые в полном объеме перечисляются белорусскими экспортерами в российский бюджет. Белорусскому бюджету от этой пошлины ни холодно, ни жарко, поэтому нелюбовь украинских нефтеперерабатывающих заводов к нам необъективна.
Также отмечу, что часть нефти мы закупаем в Азербайджане по ценам, таким же, как и Кременчугский НПЗ.
К слову, Украина зарабатывает неплохие деньги на транзите наших ресурсов по трубе Одесса–Броды и далее – в Мозырь. Все это выравнивает себестоимость закупки нефти для нас, украинских и отчасти европейских НПЗ – это мировые цены.
ЭП: 6 сентября прошли слушания Межведомственной комиссии по международной торговле в рамках спецрасследования по импорту нефтепродуктов. Поделитесь своими впечатлениями.
Н. Василевич: Все признают, что пошлины или квоты являются цивилизованным механизмом защиты внутреннего производителя, но необходимость их введения надо обосновать. Нельзя вводить пошлины на основе устных заявлений или эмоций.
Есть необходимые условия, которые должны быть выполнены как с точки зрения международной практики, так и здравого смысла. Речь идет о серьезных последствиях для экономики и потребителей.
Предлагаемые переработчиками пошлины добавят к розничной цене литра бензина более 1,3 грн, дизтоплива – 80 коп. Решение должно приниматься на основе документов, фактов, расчетов, на то оно и расследование.
На заседании мы опять услышали от переработчиков старые заявления о недобросовестной конкуренции, но доказательств как не было, так и нет. На самом деле, введение любых ограничений будет означать сбор дополнительных средств у потребителя топлива в пользу владельцев НПЗ.
ЭП: Какова позиция российского торгового представительства? Удалось ли вам почувствовать локоть партнера – члена Таможенного союза?
Н. Василевич: Логика Таможенного союза аналогична той, которая есть в ЕС, где один за всех и все за одного. В этом плане нет просто Беларуси, есть Таможенный союз. Российские коллеги из торгового представительства РФ в Украине на слушаниях предельно четко обозначили свою позицию. Мне показалось, что всем все понятно.
ЭП: Насколько жестко регулируется украинский рынок?
Н. Василевич: Учитывая, что государство должно проводить последовательную политику в области прозрачности таможенного оформления и правил игры, то работы в направлении совершенствования украинского законодательства еще много.
Особенность украинского рынка нефтепродуктов в том, что это настоящий рынок. Наверное, такой конкуренции нет ни в одной другой стране СНГ. Правда, есть проблема фальсификата и контрабанды, здесь я пониманию украинских коллег.
Нас такая среда заставляет работать локтями активнее, чем где бы то ни было. Однако при этом рынок Украины для нас является премиальным, здесь готовы платить за качество, а мы являемся самым близким его источником.
Украинский рынок либерален. Сертифицирование нефтепродуктов и их таможенное оформление прописаны расплывчато. На таможне есть несколько легитимных методик расчета стоимости товара, и при пересечении им границы можно использовать любую. За два года мы так и не поняли, когда какая применяется.
Есть вопросы в сфере сертификации. Все это приводит к увеличению издержек, простоям вагонов, штрафам со стороны «Укрзализныци» и владельцев цистерн.
В конечном итоге, эти проблемы ложатся на плечи потребителей. Это притом, что топливный рынок имеет несколько открытых котировок, с помощью которых можно легко оценивать адекватность заявляемых грузовладельцами цен.
ЭП: К чему приведут предложения Министерства инфраструктуры по унификации ставки акцизного сбора на дизтопливо разного качества? Получат ли ценовое преимущество менее качественные продукты?
Н. Василевич: Если при этом запретят использование старых стандартов, что уже неоднократно переносилось, то позитив будет. В Украине до сих пор существует стандарт Евро-2, который в ЕС прекратил действие в 1999 г.
Если же использование старых стандартов не запретят, то стимула для завоза и производства топлива современных европейских стандартов не будет.
В Украину хлынет сернистый дизель из стран СНГ, с которым евромаркам будет сложно конкурировать. Евродизель останется, на него есть спрос со стороны владельцев современной аграрной техники и частного транспорта.
ЭП: Как будет развиваться конкуренция с российским дизтопливом, которое поступает по трубопроводному транспорту?
Н. Василевич: Дело не в конкуренции, а в выборе потребителя. В любом случае круг потребителей ДТ с содержанием серы 10 ppm останется.
ЭП: То есть российский продукт будет более популярен из-за более низкой цены?
Н. Василевич: Да. Не исключено, что поставки белорусского дизтоплива, изготовленного по стандартам Евро-5, будут переориентированы на европейский рынок.
ЭП: Зимой вы рассказывали о намерениях ввозить в Украину сжиженный газ. Накануне введения процедуры обязательного отбора проб вы сообщили, что готовитесь подписать контракты со своими партнерами в Украине.
Н. Василевич: Мы подписали долгосрочный контракт на поставки одного из разновидностей газового топлива – СПБТ с «Белорусской нефтяной компанией». В течение двух-трех дней будет подписан контракт с конечным потребителем.
Здесь также существует ряд проблем. Первая - качество. Наши предприятия преимущественно производят автогаз евростандарта, тогда как в Украине превалирует потребление СПБТ – сжиженного газа для бытового или технического потребления, по сути, непригодного для использования в автомобилях.
В этой связи нам сложно «проходить» по цене, мы уходим в Польшу, тут полная аналогия с вопросом нашего присутствия на рынке нефтепродуктов до 2005 г. Тем не менее, мы понемногу развиваем это направление. Недавно был подписан первый долгосрочный контракт на поставку СПБТ.
Другая проблема – таможенное оформление: чьи-то вагоны стоят на границе по 30 дней, а кто-то завозит вообще без проблем. У нас пока так не получается.
ЭП: Экономика Беларуси переживает не лучшие времена. Как это сказывается на вашей компании?
Н. Василевич: Нефтепереработка и нефтяная торговля формирует до 30% бюджета Беларуси. Разумеется, в этот сложный период возложены большие надежды и ответственность.
Задача и простая, и сложная: получить максимум от продаж. В этой связи мне смешно слышать, что мы демпингуем. Борьба идет за каждый доллар!
У нас большие планы. Планируется перевод поставок нефтепродуктов из Беларуси через единого оператора – «БНК-Украина». Раньше украинские компании покупали белорусские нефтепродукты на открытых электронных торгах и импортировали их сами. Сейчас мы начали переход к одноканальной схеме продаж, когда все будет идти через «БНК-Украина».
Мы надеемся заработать добавочную маржу на оптовых продажах на внутреннем рынке. От этого выиграют и наши клиенты, ведь мы берем на себя многие риски.
С июля на новую схему реализации переведено дизтопливо, теперь мы эксклюзивный продавец в Украине. Взвешиваются все за и против относительно аналогичных продаж бензина, но по этому вопросу пока ничего определенного сказать не могу.
Другой наш приоритет, также направленный на получение дополнительной прибыли, – торговля с нефтебаз. В 2011 г. мы арендовали первый терминал у «ЛУКОЙЛа» в Киевской области, близки к такому же шагу в Черниговской и Житомирской областях.
Это позволит наладить поставки небольшим сетям АЗС и промышленным потребителям. До конца 2011 г. будем иметь не менее трех нефтебаз.
ЭП: А заправочная инфраструктура вас интересует?
Н. Василевич: А вот об этом говорить точно преждевременно.
 
 
 
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти