В начало
Игорь Калетник: Сегодня нет «серых» схем ввоза нефтепродуктов в значительных масштабах

Игорь Калетник: Сегодня нет «серых» схем ввоза нефтепродуктов в значительных масштабах

Депутатский запрос Ю. Сиротюка (ВО «Свобода») о масштабных злоупотреблениях на топливном рынке стал одним из самых заметных событий начала года. Не в последнюю очередь из-за того, что депутат приводил информацию о неправомерных действиях высших госчиновников, в частности, первого вице-спикера Верховной Рады Украины Игоря Калетника на предыдущем посту – главы Гостаможслужбы. В результате, фигуранты депутатского запроса отбросили обвинения.

Но журналисты продолжают изучать вопрос возможных махинаций. Об учете нефтепродуктов, массовых «серых» схемах ввоза топлива без уплаты налогов – в интервью И. Калетника газете «Зеркало недели. Украина».

Зеркало недели: Вы упомянули о сложной ситуации в нефтеперерабатывающей отрасли. А не потому ли стоят заводы, что внутренний рынок Украины перенасыщен не только легальным импортом нефтепродуктов, но и полулегальным и нелегальным? Ведь компании наподобие «Ливелы», не платя налогов в бюджет, могут продавать продукцию по демпинговым, по сравнению с легальными производителями, ценам...
Игорь Калетник:  Во-первых, рынок нефтепродуктов чрезвычайно прозрачный. Во-вторых, импортеры нефтепродуктов — это все известные компании, за которыми стоит большое количество лоббистов того или иного уровня. Если взять 20 крупнейших импортеров нефтепродуктов, которые импортируют 80% всех нефтепродуктов (почти 6 млн тонн), то все они (кроме «Укрпетролиумгрупп») импортировали нефтепродукты и в предыдущие годы.
При этом каждый из них имеет постоянный сегмент импорта, свою розничную сеть заправочных станций. И если на рынке появляется кто-то с внеконкурентными возможностями, то скрыть это невозможно. Если такая ситуация возникает, то она сразу становится известной. Вы напомнили о ситуации с «Ливелой». Это было связано с решениями судов высших инстанций, в том числе Верховного суда Украины, который четко требовал осуществить оформление нефтепродуктов в соответствующем режиме. Поэтому сказать, что продукция этой компании была контрабандой, нельзя. Сама «Ливела» действовала в рамках действующего законодательства и предписания Верховного суда, решение которого обязаны выполнять любые органы на территории Украины.
ЗН: А что вы скажете по поводу сигналов, что иногда горючее завозится в Украину нелегально целыми эшелонами?
И. Калетник: Можно оперировать непроверенными анонимными «сигналами», а можно – конкретными фактами, согласно которым объемы зафиксированных Таможенной службой нефтепродуктов совпадают с данными «Укрзалізниці» об их ввозе.
ЗН: Данные «Укрзалізниці» полностью достоверны? В ее гигантских объемах перевозок не может «потеряться» несколько составов?
И. Калетник: В «Укрзалізниці» на сегодняшний день одна из лучших систем электронного контроля данных перевозимых товаров. Сегодня «Укрзалізниця» практически в онлайн-режиме может ответить, где находится каждый ее вагон и что он перевозит. В ведомстве это очень четко фиксируется. Поэтому то, о чем вы говорите, в принципе нереально. Как только «Укрзалізниця» фиксирует пересечение границы, эта информация в автоматическом режиме поступает на таможню. На всех станциях перемещения через границу находятся пограничники и таможенники. Одновременно фиксируются документальные данные, что это за товар, номера вагонов и соответствующие документы к ним. Все это происходит в электронном виде.
Поэтому сказать, что сегодня существуют схемы ввоза нефтепродуктов без уплаты налогов, в каких-то значительных масштабах – невозможно. Разве что, например, в Луганской области неоднократно правоохранительные органы обнаруживали подземные трубопроводы, по которым через границу перекачивались нефтепродукты. И если брать мощности этих «трубопроводов», то они незначительны, к тому же их регулярно выявляют правоохранительные органы.
То количество, которое, возможно, теоретически проходит без уплаты налогов по такой схеме, не является критическим и не составляет проблемной конкуренции для крупных импортеров. Намного больше проблем сегодня возникает вследствие того, что нефтепродукты не производятся именно на территории Украины. Ведь почему такой проблемы нет в Беларуси, где сегодня загружены все нефтеперерабатывающие заводы и вообще нет экономической выгоды от таких незаконных сделок?
Шесть украинских НПЗ способны перерабатывать до 52 млн т нефти в год. В 2011 г. они были загружены только на 34%. Итак, если бы мы сегодня запустили пусть не шесть заводов, а хотя бы два, но чтобы они были надлежащим образом модернизованы и выпускали топливо соответствующего качества, то этой проблемы вообще бы не было. А так, эти предприятия были за бесценок проданы в частную собственность определенным группам компаний, после чего их фактически уничтожили. Здесь нужно ставить вопрос иначе: почему так случилось? И почему владельцы, которые при выкупе брали на себя обязательства, не выполнили их, не загрузили производственные мощности и не вложили средства в модернизацию, чтобы эти заводы заработали так, как это происходит в других странах?
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти