В начало
Рафаэль Кузьмин: АМКУ категорически против пошлин на импортные нефтепродукты

Рафаэль Кузьмин: АМКУ категорически против пошлин на импортные нефтепродукты

Антимонопольный комитет Украины в прошлом году нельзя назвать одним из главных ньюзмейкеров топливного рынка. В то же время позиция ведомства в отношении таких вопросов как: монополизация, ценообразование и возможное введение импортных пошлин оставалась неизменной.
О сегодняшних взглядах комитета и его текущей деятельности на рынке в эксклюзивном интервью первого заместителя председателя Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Рафаэля Кузьмина изданию OilNews.
OilNews: Прошедший, 2012 год стал достаточно спокойным с точки зрения внимания АМКУ к топливному рынку. Какая Ваша оценка топливного рынка и работы его участников?
Рафаэль Кузьмин: В прошлом году топливный рынок обрел стабильность, к которой он шел около 10 предыдущих лет. Я считаю, что, прежде всего, это заслуга Минэнергоугля, Экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефтепродуктов (ЭАГ- OilNews) и, конечно, АМКУ. То есть, мы более чутко реагировали на ценовую ситуацию, ориентировались на рекомендации и запросы ЭАГ, а также на информацию со стороны группы - какие участники рынка нарушают ценовую ситуацию. Как результат, участники рынка стали осторожнее относится к повышению цены, как таковой мере увеличения своей прибыльности.
OilNews: Ранее АМКУ довольно часто критиковал ЭАГ. Почему сейчас ситуация изменилась?
Рафаэль Кузьмин: Мы не критиковали группу, АМКУ говорил о несовершенстве ценового коридора, который рассчитывали эксперты ЭАГ. Обратите внимание, как высчитывается объективная цена. ЭАГ, в зависимости от необходимости, берет от 2 до 4 базисов по Platts: Север Италии, Роттердам, Северное море и в отдельных случаях среднее течение Рейна. Если упростить, высчитывается средняя цена на основе Platts, к которой прибавляются налоги, логистика и, так называемая, «справедливая маржа» в размере около $180 на тонне топлива. Мы, в комитете, видим не совершенство этих подходов. Это объясняется тем, что ЭАГ обладает куда меньшей информацией по деятельности трейдеров и не может ее учитывать в «объективной цене». Например, АМКУ может запросить у участников рынка информацию о проливах, ценах акцептированных сделок. У ЭАГ таких механизмов, которыми можно дополнить алгоритм, нет. Иногда наши расчеты с расчетами группы совпадают, иногда нет. В целом, мы принимаем ценовой коридор и работаем по нему, ведь он рассчитан так, что дает возможность трейдерам работать с прибылью, и в то же время помогает сдерживать цены на АЗС.
Между тем, вопрос определения объективной цены также во многом упирается в мировые индикаторы, а именно Platts и Argus. К ним у нас есть достаточно серьезные вопросы.
OilNews: Что Вы подразумеваете под «вопросами к Platts и Argus»?
Рафаэль Кузьмин: В комитете выработалась позиция, что котировальные индикаторы этих агентств недостаточно объективно показывают изменения цен на внешних рынках, который в том числе отражается и на ценах в Украине. У нас есть экономические расчеты, которые мы примерно через два месяца намерены представить на МСАПе (Межгосударственный совет по антимонопольной политике - OilNews). Но пока я не могу раскрыть содержание критики, поскольку это позволит агентствам подготовиться.
OilNews: Часто комитет обращается к трейдерам с необходимостью установления экономически обоснованных цен. Расскажите о методике их определения.
Рафаэль Кузьмин: Прежде всего, мы изучаем структуру себестоимости у операторов. Например, административные и операционные расходы. Были случаи, когда на административные и операционные расходы закладывалась необоснованная сумма, которая во много раз превышала таковые по рынку. Естественно, в таких случаях, мы вменяли операторам искусственное завышение затрат, которые они необоснованно закладывали в цену. Вместе с тем, вопрос цены довольно тонкий, и комитет ведет с трейдерами диалог. Они имеют право доказать, что цена на их стелах справедливая. Но добавлю, что сегодня довольно сложно оценивать ценовую ситуацию. В том числе из-за того, что на рынке фактически нет контроля качества. То есть, значительная доля фальсификата на нем во многом может искривить оценку и не всегда позволяет определить ее конкурентный уровень.
OilNews: цена нефти и нефтепродуктов на внешних рынках неуклонно растет с января. На сегодняшний момент комитет считает текущий уровень цен обоснованным? Вы видите предпосылки к изменению цены?
Рафаэль Кузьмин: Еще в начале года мы обратились к операторам с просьбой удержать цену. Сейчас мы, конечно, столкнулись с определенным ростом котировок в мире на 6-7%. Мы пока следим за ситуацией. Если цена, в частности, в Европе продолжит расти, то логично, что это отразится и на Украине. Негативные тенденции на лицо. Но в то же время, наши индикаторы говорят о том, что пока не произошло каких-то катастрофических сдвигов, и АМКУ нет нужды вмешиваться.
OilNews: Комитет уже признает существование группы «Приват», как крупнейшего игрока топливного рынка Украины? С точки зрения антимонопольного законодательства, как расценивается тот факт, что в наблюдательные советы «Укрнафты» и «Укртатнафты» делегированы одни и те же представители указанной группы?
Рафаэль Кузьмин: Чтобы признать существование группы, ее влияние на рынок, нужно доказать что это не эфемерная формация. Мы не смогли этого сделать с нашими полномочиями. Например, нужно доказать, что группа «Приват» контролирует компании, которые осуществляют деятельность на рынке моторных топлив. Мы изучали этот вопрос через отношения контроля, участие в акционерных капиталах, совмещение постов в одних и тех же компаниях и т. д.
АМКУ направлял соответствующие запросы в СБУ, внешнюю разведку, во все правоохранительные органы, с целью найти юридические доказательства связи лиц или компаний. Если бы мы нашли, тогда могли бы говорить о существовании такой группы, изучали бы противоправные действия. Но по результатам всех расследований могу констатировать, что у нас нет каких-либо доказательств. Не были более успешными подобные усилия и наших зарубежных коллег.
Поскольку у нас, например, нет доказательств что группа «Приват» контролирует «Авиас». Мы знаем, допустим, что в наблюдательных советах «Укрнафты», «Укртатнафты» есть люди, которые раньше работали где-то в компаниях группы «Приват». Но уличительная база конкурентного законодательства Украины оно требует, чтобы было совмещение постов – конкретно работаешь на одном предприятии, и конкретно на другом. Тогда мы можем говорить о совмещении постов и контроля. На сегодняшний день, такого совмещения нет. Мы не можем строить догадки.
OilNews: В октябре была информация, что Антимонопольный комитет издал предписание, запрещающее продажу «ЛИНИКа». Прокомментируйте, пожалуйста.
Рафаэль Кузьмин: С Лисичанским НПЗ была следующая ситуация. К нам обратилась одна компания за разрешением покупки контрольного пакета акций НПЗ. Мы изучили вопрос и пришли к выводу, что подобная концентрация привела бы к тому, что потенциальный покупатель, при определенных обстоятельствах, получил бы 100% долю на рынке. Мы не имели права позволить подобную концентрацию.
OilNews: Какая компания подавала заявку на концентрацию «ЛИНИКа»?
Рафаэль Кузьмин: Это была не группа «Приват», но компания из Украины.
OilNews: В вопросе с «ЛИНИКом» также интересует роль «Роснефти». Российская компания, поглотившая ТНК-ВР, должна обращаться в АМКУ за разрешением приобрести завод?
Рафаэль Кузьмин: На концентрацию запрос подает юридическое лицо, которое планирует приобрести актив. Поэтому, по нормам украинского антимонопольного законодательства, «Роснефть» обязана получить предварительное согласие на концентрацию. Но пока таких запросов от российской компании не было.
OilNews: в апреле прошлого года Ассоциация операторов рынка нефтепродуктов Украины и АМКУ запустили работу системы автоматизированного сбора ценовой информации. Какие предварительные результаты работы системы?
Рафаэль Кузьмин: Задачей системы было упростить документооборот между региональными отделениями и операторами рынка. Раньше наши отделения просто заваливали разными запросами топливные компании. Запросы довольно сложные по 30-40 вопросов и направлять их приходилось регулярно, того требует законодательство. Бумаготворчество с обеих сторон было колоссальным. Именно операторы вышли с такой инициативой – создать онлайн систему отчетности. В результате, мы раз в неделю получаем от операторов информацию по розничным и оптовым ценам. Экономится и время и бумага. В человеко-часах, давайте считать так. В региональных отделениях минимум 27 человек занималось сбором информации, и еще 1-2 человека в центральном аппарате обобщали эти данные. Сегодня буквально 1 человек занимается этой работой, и он находится непосредственно в головном офисе комитета.
OilNews: в правительстве не утихают дебаты о введении пошлин или квот, как методов защиты украинских производителей нефтепродуктов. Какая позиция комитета по этому вопросу? Возможно, у Вас есть рекомендации по выводу украинских НПЗ из кризиса?
Рафаэль Кузьмин: Мы категорически против таких мер. Такие методы попросту ведут, во-первых к тому, что импортеры будут закладывать эти пошлины в цену реализации топлив. Во-вторых – нет гарантий, что Украина не столкнется с дефицитом топлива, поскольку снизится покупательная способность потребителя. Конкурентное ведомство за конкуренцию, и это нормальный порядок вещей. Что же касается методов вывода из кризиса отрасли, то, это не задача АМКУ. Правительство, Минэнегоугля должны выработать экономическое решение. Нужно как минимум добиться модернизации Кременчугского НПЗ, запустить Лисичанский НПЗ. 
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти