В начало
Андрей Чередников: Законодательство по биотопливу еще может измениться

Андрей Чередников: Законодательство по биотопливу еще может измениться

Добавление биоэтанола в бензин сегодня в перечне самых обсуждаемых тем. Причина в том, что с 2014 г. его наличие в бензине становится обязательным, но при этом для большинства участников рынка топливный этанол и нормы обращения с ним – темная лошадка.

Нефтяники задаются вопросами от прикладных до глобальных. Интересует: в чем отличия хранения стандартного бензина и с добавками, кому была выгодна инициатива Минэнегоугля, насколько добавление биоэтанола оправдано для украинского рынка.
Свое видение этого и других насущных вопросов для участников нефтерынка в интервью OilNews изложил Андрей Чередников, директор ООО «Азовская нефтяная компания» (АНК).
OilNews: Верховная Рада планирует постепенно наращивать долю биоэтанола в топливе. В то же время автоконцерны, работающие в Украине, вообще против биоэтанола, поскольку он наносит вред двигателю. Как вы можете прокомментировать такие мнения?
Андрей Чередников: Это странное заявление. Следует спросить у этих автопроизводителей: «Уважаемые господа, а знаете ли вы, что все автомобили, продаваемые в Европе, используют топливо с 10%-ным содержанием топливного этанола с 2012 г., с 5% – с 2007 г.»?
Если представителям автоконцернов подобное не ведомо. То либо Украина не Европа, либо под потребности каждой страны должно быть налажено отдельное производство автомобилей, со своими «отдельными» требованиями.
Поэтому я хочу задать господам из автоконцернов следующий вопрос: «А не сильно ли расточительно в условиях рецессии штамповать «отдельные» производства»?
Кроме этого, давайте зададимся риторическим вопросом: «В Украину разве не поступает по импорту топливо с высоким (минимум 10%) содержанием топливного этанола, или наша страна изолирована от импорта, и автомобили мировые корпорации так же собирают в Украине»?
OilNews: В Энергетической стратегии утверждается, что использование в бензин до 10% биоэтанола – для двигателей безопасно. Все, что выше, требует переоборудования двигателей…
А. Чередников: Могу рассказать по опыту АНК. Мы провели исследования на примере топлива Innovative (содержит не менее 30% неуглеводородных компонентов. – OilNews). В ходе практических испытаний при пробеге от 39 тыс. км до 170 тыс. км мы не увидели разницы с 2009 г. по настоящее время. Тип двигателя важен, когда вы хотите использовать топливо с 85% и выше топливного этанола, тогда абсолютно согласен, -–  нужен двигатель типа fuel flexible.
OilNews: В Энергостратегии заложен оптимистический прогноз, что доля альтернативного топлива к 2030 г. в Украине может достигнуть 20%. Насколько эти прогнозы оправданы для украинских реалий?
А. Чередников: Конечно, законодательство к тому времени еще может несколько раз измениться. Но в целом 20% – вполне реальная цифра. Если это произойдет, украинский рынок только выиграет. Ведь более 1,5 млн т топлива фактически будут производиться в Украине, и деньги будут оставаться здесь, а не уходить в другие страны на закупку нефти или нефтепродуктов.
OilNews: Участники рынка уверяют, что не все спиртзаводы способны выпускать биоэтанол, поскольку многие из них не укомплектованы всеми необходимыми установками. Сколько биоэтанола способны производить спиртзаводы Украины?
А. Чередников: Если я не ошибаюсь, то общее количество топливного этанола, которое в настоящее время могут выпускать предприятия Украины, около 80 тыс. т. в год.
OilNews: Добавление биоэтанола в бензин будут осуществлять предприятия утвержденные Кабмином, по предоставленному им перечню. То есть фактически отрасль монополизируется, а услуги будут платными. Как подобные нормы повлияют на конечную цену топлив для розничных потребителей?
А. Чередников: Мы, как и вы, задумываемся над этой формулировкой, но, на наш взгляд, она имеет несколько иную трактовку – перечень предприятий будет состоять из субъектов, которые должны отвечать требованиям технологического регламента и иметь отношение к производству топлив. Не может склад нефтепродуктов быть производителем такого вида топлива. Не может, так как должен хранить, а если хочет производить – должен иметь производственные мощности для выпуска нефтепродуктов, топлива для автомобилей. Основной, на мой взгляд, момент в процессе – наличие необходимых сертифицированных производственных мощностей, соответствующих техническому регламенту.
OilNews: Но как расценивать критические замечания, что биоэтанол лоббируется в угоду интересов «Укрспирта» и ряда «своих» компаний? Какая перспектива, что иностранные инвесторы зайдут на рынок?
А. Чередников: Рынок альтернативных моторных топлив в Украине до 10% от общего объема потребления бензинов, значит, есть перспектива, а выбор за участниками рынка.
OilNews: Как спиртовые добавки совмещаются с бензином, производимым в Украине? Ведь считается, что для подобных смешений украинские нефтепродукты низкокачественные.
А. Чередников: Низкокачественные – это продукты, выпускаемые вне заводских условий, а значит, вне норм ДСТУ. Если продукт выпущен в оборот с нефтебазы, без сертификата или контрабандой, если мы с вами не знаем, кто выпустил этот продукт – значит, это фальсификат, и о качестве мы говорить не будем.
OilNews: Участники рынка нефтепродуктов остерегаются, что бензин с биоэтанолом сложнее хранить, возникает угроза его расслоения. Какие нюансы хранения такого топлива?
А. Чередников: Это надуманные заявления. Каждый субъект, осуществляющий оборот топлив, должен соблюдать культуру обращения и требования норм ДСТУ 4454. В частности, наша компания ежедневно имеет дело с автомобильным топливом (бензином, дизтопливом, альтернативным топливом для двигателей внутреннего сгорания), в котором высокий процент содержания топливного этанола. И проблем не возникает. Так почему они должны быть у других компаний? Если и возникнут, то из-за несоблюдения требований.
OilNews: В Украине одной из острейших проблем является низкое качество топлива на АЗС. Контролирующие органы обладают всем необходимым оборудованием, метриками, чтобы проверять «спиртовое» топливо по всей территории страны?
А. Чередников: По моему мнению и глубокому убеждению, рынок автомобильных бензинов и так насыщен фальсификатом, причем состоящим зачастую из неподдающихся анализу смесей бензола-ароматики-газового конденсата. Мы, в первую очередь, настаиваем на введении ДСТУ на производство альтернативного моторного топлива. Введение единого Государственного стандарта поможет нам обеспечивать автомобилистов качественным альтернативным топливом. Если же говорить об анализе, то возможности есть. Но присутствует ли желание? Например, много ли производителей нефтепродуктов готовы и желают пройти сертификацию на менеджмент качества готовой продукции по международным стандартам ISO 29001:2010, а также ISO 9001:2000? Я считаю, что те компании, которые пройдут этот процесс, будут достойно работать на рынке.
OilNews: Преимущественно вокруг темы биоэтанола звучат критические мнения, но можно ли выделить позитивные?
А. Чередников: А чем плох тот момент, что в первую очередь потребитель получит доступ к более дешевому ресурсу? 3-5% от стоимости традиционного бензина для бюджета среднего украинца – это очень много. Далее, почему никто не считает тот факт, что таким образом мы приобщаемся к мировому сообществу и являемся участниками рынка снижения выбросов вредных веществ в атмосферу от неконтролируемых источников (автотранспорт)?
Мы имеем реальную возможность получать, таким образом, топливо качества Евро-4 и Евро-5 с минимальными для нефтепереработки расходами. Увеличение поступлений в бюджет от налога на прибыль, стабилизируется работа предприятий поставщиков, в первую очередь «Укрспирта».
Вы отметьте даже то, что подобный факт, как внедрение такого топлива, – это первый шаг государства Украина в общемировую стратегию альтернативных видов энергии, это снижение энергетической зависимости страны, создание предпосылки для реализации проекта «зеленых» автозаправочных сетей, снижение расходов бюджета на муниципальный сектор. В итоге увеличение свободных денежных средств для улучшения жизненного уровня граждан Украины.
OilNews: Ваша компания подписала меморандум с «Нафтогазом» о продвижении альтернативного топлива. С чьей стороны исходила инициатива?
А. Чередников: В целом на переговоры ушло несколько месяцев. Но я бы хотел остановиться на других моментах. Процессы интеграции Украины в Европу происходят постоянно, и принятие в Украине законодательных актов в части развития альтернативных и биологических видов энергии прямое тому подтверждение. Энергетические и экономические приоритеты – это поиск новых способов снижения потребления традиционных топлив. Забота об окружающей среде, путем снижения выбросов вредных веществ в атмосферу, важны не менее, чем снижение энергозависимости. Программа президента Украины, отдельное поручение Кабинета министров Украины и есть те шаги, которые приблизили Украину к процессам энергоэффективности, происходящим в Евросоюзе и мире в целом.
OilNews: Будет ли в будущем заключен прямой договор о поставках топлива с Мариупольского НПЗ в адрес НАК «Нафтогаз Украины»?
А. Чередников: В ближайшей перспективе. Об основных его положениях вы сможете узнать после его ратификации.
Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти