В конце сентября компания «АЕГаз-Терминал» ввела в эксплуатацию комплекс по перевалке сжиженного газа в Керченском морском рыбном порту. Несмотря на недавнее открытие, проект терминала имеет длинную историю. Впервые планы по строительству перспективного мощного объекта в Керчи были озвучены в 2005 г., однако из-за разного рода перипетий увидеть новый современный терминал удалось лишь в 2012 г.
Инвесторам объекта, казахстанским компаниям Dala Group и «Дала-Транс», все этапы строительства перевалки обошлись в $35 млн, что в масштабах этой отрасли является достаточно крупным капиталовложением. Стоит отметить, что «АЕГаз-Терминал» – четвертая перевалка в Керчи и, даже несмотря на преимущество перед остальными в виде крупного резервуарного парка, казахам явно придется работать локтями.
Во время торжественного открытия терминала OilNews удалось поговорить с Бауржаном Баймухановым, представителем акционеров проекта, стоявшим у его истоков. Будучи большим авторитетом в транспортной отрасли СНГ, г-н Баймуханов соглашается с ростом конкуренции на рынке услуг по перевалке сжиженного газа, но обращает внимание на качественное изменение конкуренции. В таких условиях, уверен Б. Баймуханов, «АЕГаз-Терминал» имеет отличные перспективы.
OilNews: Терминал планировался к запуску в 2006 г., но открыт только сейчас. С чем связана задержка?
Б. Баймуханов: Проект действительно реализовывался достаточно долго. В этом случае можно сказать, что всему свое время. В обосновании своих бизнес планов мы использовали прогнозы по увеличению производства сжиженного газа в России и Казахстане, в частности, после принятий законов об утилизации попутного газа. И вот только сейчас подошло время, когда началось реальное увеличение производства утилизированных газов и на уровне государственной политики в России и Казахстане стали больше думать о развитии нефтехимии и соответствующем увеличении использования сжиженных газов. Это первое.
Другая сторона вопроса была финансовой. Банки просили у нас гарантии работы терминала, а владельцы ресурса перед обязательствами загрузки хотели понимать, насколько реально финансирование. И когда у нас уже было решение о финансировании от «Банка развития Казахстана», был контракт на перевалку с «Тенгизшевройлом», – на это все наложился финансовый кризис. В итоге, из-за задержек с финансированием, сроки строительства перенесли, а это автоматически повлекло за собой срыв контракта с поставщиком.
На достижение новых договоренностей понадобилось еще несколько лет. Когда все разрешилось – финансирование предоставил «Сбербанк России» в Казахстане.
OilNews: На церемонии открытия терминала также присутствовали представители банка «Морской». Какова его роль в строительстве?
Б. Баймуханов: Банк «Морской» – это украинский банк, акционеры которого являются нашими партнерами по транспортному бизнесу с давних времен. Они не могли дать нам «длинные» деньги, но оперативно помогали нам краткосрочными кредитами. Мы очень благодарны им за эту помощь.
OilNews: Какова итоговая сумма инвестиций с 2005 г., когда впервые были заявлены планы по строительству терминала?
Б. Баймуханов: Мы разбили строительство на две очереди. Общая стоимость строительства первой очереди с резервуарным парком 2 тыс. м3 составила около $35 млн. Сюда также входят проведение всех коммуникаций и подготовка фундаментов под вторую очередь парка еще на 2 тыс. м3. При суммарной проектной мощности в 1 млн т в год сегодняшняя конфигурация позволяет нам переваливать 750-800 тыс. т.
С запуском второй очереди, который планируется в следующем году (благодаря проведенным подготовительным работам это достаточно быстро сделать), мы спокойно выйдем на 1 млн т годовой мощности.
OilNews: Раз уж мы затронули тему объемов, расскажите, есть ли уже договоренности с поставщиками. И если да, то с какими?
Б. Баймуханов: Мы планируем работу со многими поставщиками, но основной ориентир на две ключевые компании. Это, во-первых, «Тенгизшевройл», с меморандума с которым мы начали работу, и планируем с января 2013 г. начать перевалку его газа. А во-вторых, российский «Сибур». Переговоры с ними продолжаются. Это большая корпорация, имеющая множество предложений, и нужно приложить немало усилий для получения их объемов. Мы уже имеем высокие технологии и уровень сервиса, но есть намерение создать комплексный продукт для поставщиков газа. В частности, мы сейчас ведем переговоры с владельцами судов для того, чтобы предоставлять услуги не только по перевалке, но и доставке газа до покупателя. Надеемся, это найдет положительный отклик в «Сибуре».
OilNews: «Сибур», следуя российской государственной политике, уже загружает терминал в Тамани, а в следующем году запускает перевалку в Усть-Луге. В сложившихся условиях привлекательность украинских перевалок существенно снижается.
Б. Баймуханов: Согласно условиям Таможенного союза, с 1 января 2013 г. выравниваются тарифы для перевозки грузов всех стран-участниц союза, и казахстанские производители смогут ходить на порты РФ по более низким внутрироссийским тарифам. Это коснется и порта Кавказ, откуда мы планируем получать основной объем сжиженного газа (между портом Кавказ и Портом Крым, что в 7 км от Керчи, действует паромное сообщение. – OilNews). Оператор паромной переправы компания «Анрусстранс» – наш партнер, и у нас есть меморандум о приоритетной обработке грузов, идущих на наш терминал. Поэтому, даже учитывая небольшое географическое преимущество Тамани, у нас отличные конкурентные позиции.
Естественно, мы понимаем, что с вводом «Таманьнефтегаза» и терминала в Усть-Луге рынок поменяется. При строительстве терминала мы учли эти изменения. Уже сегодня видно, что требования к услугам перевалки сжиженного газа повышаются, рынок профессионализируется. Перевалка прямым способом с цистерн в танкеры уже малоперспективна – владельцы ресурса требуют новых подходов, продуктов, в которых будет все сбалансировано и увязано: хранение, отстой цистерн, перевалка, фрахт судна, доставка на условиях CIF.
OilNews: Сегодняшней мощности парома хватит для высокой загрузки терминала? Насколько известно, ваши коллеги по Рыбному порту из «ТЭС-Терминала» уже озаботились этим вопросом и планируют строительство собственной переправы в порту.
Б. Баймуханов: В последнее время значительно снизилась загрузка парома глиноземом, зерном и другими грузами в российско-украинском обороте, и на сегодняшний день пропускной потенциал парома абсолютно не ограничивает нас.
Что касается паромного причала, который намерена запустить в Рыбном порту компания «ТЭС», мы, конечно же, поддерживаем эту идею двумя руками. Если все получится в том формате, который планируется, и операторам перевалок в Керчи удастся избежать транзита по «Укрзализныце», который есть сейчас между портом Крым и станцией Керчь-Южная, это будет просто прекрасно.
Коментарии
Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии
Войти