В начало

Технический регламент на СУГ: модернизируйся или проиграешь

Также доступно на украинском языке

Александр Лютый, независимый эксперт

Долгожданное принятие Технического регламента (далее — ТР) на сжиженный газ может существенно изменить рынок. Украинский рынок так привык жить в старых требованиях по качеству, что не будет лишним еще раз разобраться, что же поменяется после вступления в силу нового документа в феврале 2021 г.

Во-первых, ТР разделяет автомобильный газ и технический (коммунально-бытовой) по физико-химическим показателям. Это разделение газов — основная цель внедрения ТР. С целью гармонизации европейских требований по качеству LPG был взят за основу европейский стандарт EN 589:2008+A1:2012, который был принят «методом обложки» как ДСТУ EN 589:2017.

Основные отличия автогаза от коммунально-бытового состоят в следующем:

  • в автогазе прямо не нормируется содержание пропана и бутана, однако нормируется расчетное октановое число;
  •  содержатся более жесткие нормы по сере до 50 мг/кг;
  • коррозия на медной пластинке, как в жидком топливе, по классу 1;
  • остаток после испарения — 60 мг/кг;
  • качественный анализ по содержанию воды и сероводорода;
  • содержание диеновых углеводородов;
  • выделение марок от А до Е, в зависимости от давления насыщенных паров компонентов газа.

Такие показатели как остаток после испарения, сера и коррозия на украинских заправках часто не соответствуют новым требованиям для автогаза. Почему?

Многие производители в РФ, РБ при производстве СУГ не всегда проводят очистку СУГ от непредельных и диеновых углеводородов. Эти побочные продукты могут накапливаться в резервуарах, автомобильных баллонах, на узлах ДВС и других элементах в виде маслянистых пятен, налетов, нагаров черного, коричневого цвета и т.д. На основании результатов проведенных испытаний в авторитетных лабораториях я могу оценить долю не соответствующего требованиям для автогаза ресурса не менее 40%. Огромная цифра в условиях зависимости от импортных поставок, когда каждая тонна на счету. Это несет огромные риски по перераспределению поставок автогаза в Украину или использованию существующих мощностей ГНС, ГПЗ, НПЗ для доведения этого газа до установленных требований.

Во-вторых, помимо требований к самому газу возникает вопрос культуры транспортировки, хранения и отпуска газа от завода производителя до потребителя. Она требует особо обученного персонала, необходимой инфраструктуры для хранения и реализации, выполнения требований по промбезопасности, охране труда. Очень часто происходит много нарушений — смешение разных по качеству СУГ, налив СУГ в резервуары или автоцистерны, в которых есть «мертвые остатки», отсутствие входного контроля качества газа на ГНС, АЗС, АГЗС.

В-третьих, (из приятного) в новом ТР, в сравнении с ТР для жидких топлив, максимально упрощены процедуры оценки соответствия продукта — отсутствуют модули оценки соответствия, отменена Декларация, упрощены дополнительные требования к присадкам. Отдельно расширены возможности проведения оценки соответствия не только для производителей, но и импортеров и трейдеров продукции. По результатам процедуры оценки соответствия выдается сертификат, либо решение назначенного органа.

В-четвертых, каждая партия СУГ независимо от его назначения (автогаз или комбыт) должна сопровождаться паспортом. Паспорт должен выдаваться только аккредитованной испытательной лабораторией, расположенной в Украине.

Параллельно с новыми требованиями к качеству, сжиженный газ также был отнесен в перечень продукции, подлежащей государственному рыночному надзору. Это дает возможность, на данный момент органу контроля  — Госэкоинспекции, проводить проверки и контроль за выполнением требований ТР с 04.02.2021 для всех игроков рынка с применением штрафных санкций.

Насколько же реален возможный полноценный государственный контроль качества автогаза?! Ни одна госструктура сегодня не имеет полноценной лаборатории для контроля качества автогаза, уже не говоря о квалифицированном и компетентном персонале. Впрочем, органы рыночного надзора могут заключать договоры с авторитетными сюрвейерскими лабораториями для организации процесса отбора и проведения испытаний образцов. Эти вопросы находятся в поле ответственности Минэнергетики, Минэкономики, Минэкологии.  Без привлечения независимых экспертов и лабораторий, участников рынка, а также пересмотра существующих правил надзора тяжело будет надеяться на объективный и независимый контроль. Если же систему контроля качества удастся наладить, то существующий расклад на рынке СУГ будет нарушен. 40% СУГ будет за границами установленных норм!

Разумеется, СПБТ можно довести до уровня автогаза. Самый простой способ — блендинг чистых фракций с запасом по некоторым показателям со  стандартным СПБТ. Второй, более сложный и дорогостоящий, но эффективный и технологичный вариант — очистка от непредельных или диеновых углеводородов, серы и т.д. с помощью современных комплексов на ГНС. Конечно, для новых ГНС этот процесс сделать намного проще, чем для объектов, которым 20 и более лет. Но ничего невозможного не бывает!

За последний год много компаний инвестировали в новые ГНС с самым современным оборудованием для блендинга и очищения СУГ. Строятся новые лабораторные комплексы, монтируется современное метрологические оборудование (уровнемеры, массомеры, авто и ж/д весы и т.д.). Самые крупные украинские НПЗ, ГПЗ уже в 2018/2019 годах перешли на производство автогаза по ДСТУ EN 589.

Однако хватает и устаревших объектов, где не слыхали о лабораториях, современной инфраструктуре и средствах измерительной техники. О квалификации персонала кое-где и речи не идет… Именно эти объекты рискуют сойти с дистанции в свете новых требований. Даже без госконтроля им будет трудно конкурировать по качеству выходной продукции.

Часто приходится слышать мнение «Да зачем вообще трогать качество газа, все ведь хорошо и так!». Если вы думаете, что качество газа на пистолете — это не актуальный вопрос, поговорите с сервисными организациями. Да, скажут они, качество газа в Украине растет, но остается множество проблем. Выход из строя ГБО, не говоря уже о нанесении вреда двигателю авто, финансовые затраты на дорогостоящие ремонты — все это остается в существенном масштабе.

Поэтому я считаю, что переход на новый ТР по СУГ очень нужен. Если мы хотим двигаться в сторону более безопасного и экологичного использования СУГ, этот переход был необходим еще вчера.

Печать

Коментарии

Войдите чтобы иметь возможность оставлять коментарии

Войти